Когда я была маленькой, то у меня практически не было свободного времени. Всё было забито и расписано. Я училась в специализированной испанской школе, в музыкальной школе, были бесконечные концерты, какие-то экзамены, конкурсы, в общем, масса всего. И я помню, что практически не гуляла. За исключением, может быть, каникул, когда уезжала к бабушке.
Мы, те, кто были детьми и подростками в 90-х, росли совершенно иначе. Мне повезло, меня не коснулись никакие сложности и проблемы тех лет, родители постарались. Папа был известным журналистом, семья тоже не подкачала. Дядя Александр Галич, второй дядя Валерий Гинзбург, дед возглавлял Большой зал Консерватории Марк Векслер. Ну и мне нельзя было подкачать. Поэтому я ходила везде: в Большом театре пересмотрела весь репертуар, в Консерваторию ходила, как к себе домой. Театр Маяковского, Малый, театр у Никитских ворот, который, кстати, и по сей день возглавляет Марк Розовский, папин одноклассник и в прошлом лучший друг. Мне было совершенно некогда думать о подростковых проблемах, тусоваться, заниматься ерундой и болтаться по улицам. Я все время была чем-то занята.
И сейчас глядя на моих детей, понимаю, что у них-то как раз свободного времени предостаточно. Мы, вероятно, не додавили, не дожали и просто отпустили вопрос со спортом и другими увлечениями. Не хочешь ходить? И не надо. Не нравится баскетбол? Ничего страшного. Не пойдешь на бокс? Ну и ладно. Сейчас понимаю, что это была моя ошибка в первую очередь. Надо было следовать позиции моих родителей и дожимать до конца.
Всем моим знаниям и умениям, а их немало, я обязана именно родителям. Я владею тремя языками, одним свободно, как русским. Это испанский. 6 лет я проработала в Испании переводчиком. Я умею играть на рояле и могу подобрать любую мелодию. Я хорошо пою и у меня абсолютный слух. Я занимаюсь спортом минимум 4 раза в неделю, и у меня престижная работа. Я выпустила собственный сборник стихов, написала массу прозаических произведений. Сейчас пишу по 96 авторских статей в месяц для экспертов, продвижением которых занимаюсь. Я многое знаю и многое умею. Да-да, сейчас предвижу волну хейтеров, которые напишут, что восхваляю себя и все такое прочее.
Нет, друзья, не восхваляю, а говорю о том, что иногда мы, родители, ошибаемся, слушаем детей в тех вопросах, где сами должны принимать решения. Меня особо не слушали. И вот результат: я не попала в плохую компанию, все мои друзья были из нашего круга, я не болталась по улицам, не занималась всякой ерундой. Я всегда была занята, всегда! Да, у меня не было свободного времени, но тогда это было просто спасением. Неизвестно чем могло закончиться оно, если бы мои родители пустили все на самотек.
Не хочешь ходить в музыкальную школу? А надо! Не хочешь танцевать? А надо! Не хочешь заниматься французским? А надо! Не хочешь по три часа играть на фоно и учить фуги Баха? А надо. Вот и все. Вот и весь ответ, друзья! А сейчас что? Не хочешь? Ну ладно, нельзя нарушать личные границы. Не хочешь заниматься спортом? Ну что делать, не буду настаивать. Мы все стали очень спокойно относиться к тому, что дети могут сами принимать решения. И это опять же повторюсь, и моя ошибка тоже. И сейчас, уже задним числом, я понимаю, а вот если бы, а вот надо было, а вот что было бы если... В общем, просто цирк, и я в нем главный клоун.
Теперь разгребаю последствия своей глупости, своих неправильных поступков, надо было дожимать. Те, кто дожали, сейчас имеют успешных детей со спортивными или музыкальными достижениями, с красивой осанкой, умных и тех, на кого бесконечно не жалуются учителя. Ну а я буду пожинать плоды своего бессилия и тонуть в памятке собственной глупости.
А вы считаете, что это ошибки? И как с этим у вас обстоят дела?