Или ЗАКОН БЁЙС-БАЛЛОУ, ПРАВИЛО БЁЙС-БАЛЛОТА.
Одни люди говорят, что полезны только те знания, которые человек может использовать для достижения каких-то своих целей. Или хотя бы для понимания некоторых процессов, которые касаются лично его. А всё остальное его интересует постольку поскольку.
Другие люди возражают, мол, любое знание само по себе имеет ценность, не привязанную ни к какой конкретной прагматике. Знаешь, например, что ПОСТОЯННАЯ ЭЙЛЕРА равна 2,71828, и это переполняет тебя радостью от мысли, что тебе доступна какая-то малая частица тайн природы. Или, к примеру, узнал про ПРАВИЛО ХУНДА - и проникся величием к силам мироздания, устроенным столь замысловато, что тебе оно внезапно интересно.
Пролагаю, барический закон ветра, известный также как ПРАВИЛО БЕЙС-БАЛЛО, относится к обеим группам сразу, ибо понимание его сути облегчает жизнь какой-то кучке профессионалов из разряда метеорологов, яхтсменов или навигаторов, а для остальных является ценностью внутри себя, дескать, "вот дует ветер, а вы знаете, что..."
Теперь о содержании эпонима. ПРАВИЛО БЕЙС-БАЛЛО устанавливает связь между направлением ветра и направлением горизонтального градиента атмосферного давления. Это выражается в том, что вектор скорости ветра отклоняется от направления вектора барического градиента в Северном полушарии вправо, а в Южном - влево. Угол отклонения в свободной атмосфере при этом близок к прямому и меньше прямого у поверхности Земли.
Грубо говоря, если в Северном полушарии встать лицом в сторону, куда дует ветер (и он при этом вам будет дуть в спину), то наиболее низкое давление атмосферы будет слева и несколько впереди. А в Южном, соответственно, будет с точностью до наоборот.
Каков вам лично от этого прок - думайте сами, по крайней мере, теперь вы это знаете, и примите к сведению, что обладаете некой ценностью.
Говорят, к открытию Бейс-Балло с самого начала наиболее серьёзно отнеслись "водители фрегатов", то есть люди, чья профессиональная деятельность связана с управлением морских и океанских судов. Им-то как раз было важно знать, где область высокого, а где низкого давления относительно направления движения кораблей, ибо это напрямую связано с теми или иными атмосферными явлениями, вызывающими шторм, бурю или штиль.
Объясняется ПРАВИЛО БЕЙС-БАЛЛО довольно просто. В земной атмосфере всегда имеются области повышенного и пониженного давления. Как следствие, воздушные потоки устремляются из области с более высоким давлением в область более низкого. Однако при этом нужно не забывать про действие силы движения Земли вокруг своей оси, что приводит к возникновению СИЛ КОРИОЛИСА.
Как я уже рассказывал в статье ЗАКОН БЭРА, это приводит к тому, что реки, текущие вдоль экватора в Северном полушарии, активнее размывают тот берег, который дальше от Северного полюса. А в Южном - наоборот. Но, оказывается, эти силы влияют и на воздушные массы. При этом ветер начинает отклоняться вправо, а поскольку в результате действия силы трения угол отклонения близок к прямому в свободной атмосфере и меньше прямого у поверхности Земли, то, если смотреть по направлению приземного ветра, наиболее низкое давление в северном полушарии будет слева и несколько впереди.
Деликатность момента в том, что всё это академик Петербургской Академии наук Карл Максимович Бэр описал в 1857 году - ровно тогда же, когда другой учёный, голландский химик и иностранный член-корреспондент той же академии Христофор Бейс-Балло сформулировал своё правило. Интриги добавляет и тот факт, что почти о том же самом в 1857-1860 годы писал ещё один почтенный муж - американский метеоролог Уильям Феррель (29 января 1817 – 18 сентября 1891).
Всё это в совокупности привело к тому, что ЗАКОН БЭРА существует отдельно, а барический закон ветра в разных странах называют то ПРАВИЛОМ БЕЙС-БАЛЛО, то ПРАВИЛОМ ФЕРРЕЛЯ.
И это при том, что то же самое явление было впервые описано намного раньше, в 1790 году немецким физиком, метеорологом и астрономом Генрихом Вильгельмом Брандесом (27 июля 1777 - 17 мая 1834). Но ему не удалось сделать это настолько убедительно, чтобы все поняли и приняли это как открытие.
Христофор Хенрик Дидерик Бёйс-Баллот, он же Христофор Бейс-Балло (10 октября 1817 - 3 февраля 1890) - голландский химик и метеоролог, Иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук.
Родился в семье министра. Изучал минералогию, геологию, теоретическую химию в Университете Утрехта. В том же вузе преподавал математику.
Когда был изобретён телеграф, заинтересовался метеорологией, ибо это позволяло оперативно предупреждать людей об изменениях погоды и приближении шторма. Кроме того, телеграф давал возможность собирать информацию об изменениях атмосферных явлений с разных точек наблюдения, формируя при этом целостную картину происходящего.
В 1854 году Бейс-Балло возглавил Голландский институт метеорологии. И был первым, кто заявил о необходимости международного сотрудничества в этом дете. Поэтому в 70-е годы XIX века его избрали первым председателем Международного метеорологического комитета.
Под руководством Бейс-Балло были опубликованы первые морские карты, включавшие информацию о направлении ветров, распространении штормов, дождей, туманов в акватории. А в июне 1860 года была организована система штормовых оповещений.
Есть мнение, что этот учёный был первым, кто использовал карты с нанесением изобар.
P.S. В биографии Бейс-Балло есть интересный факт. В 1845 году он решил проверить ЭФФЕКТ ДОПЛЕРА. Для этого он специально нанял паровоз с грузовым прицепом, разместил на прицепе двух трубачей и поставил им задачу попеременно играть ноту соль, чтобы звук не прерывался. При этом на платформе между Амстердамом и Утрехтом он поместил группу наблюдателей с отличным музыкальным слухом. Паровоз проезжал с различной скоростью, а наблюдатели отмечали, какая нота им слышится. Затем наблюдатели и трубачи поменялись местами.
После двух дней, на протяжении которых длился эксперимент, Бейс-Балло пришёл к выводу: Доплер был прав.
И ещё. на профессиональном сленге яхтсменов ПРАВИЛО БЕЙС-БАЛЛО называется "законом бейсболки".
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!