Из рабочего процесса:
Сыну 14 лет. Закончил седьмой класс еле-еле. По математике остался на август. С дополнительными занятиями категорически не согласен. Каждый поход в школу на допзанятия со скандалом. «Это ему не надо!», «Я ничего в жизни не понимаю!», «Лето человеку нужно, чтобы отдохнуть, отдыхать он будет так, как посчитает нужным!». На днях после очередного вечернего скандала я отобрала у сына телефон и сказала, что пока он заниматься не начнет назад не получит. Он перевернул вверх дном свою комнату и, хлопнув дверью, ушел из дома.
Я поревела. Успокоилась, залезла в телефон. Господи, лучше бы я этого не делала. Чего там только не было: договоренности про какие-то забивы, кто сколько выпил, кто что курит… Это при том, что мой сын большую часть времени проводит дома. Математику еле-еле сдал на троечку, перешел в восьмой класс.
Начался новый учебный год, сын вполне закономерно ничего не понимает по целой куче предметов. За этот месяц мне уже несколько раз звонила классная и требовала принять меры. А я не знаю, что делать. Вот, правда, учителей учат педагогике, психологии, да еще целой куче всякого, и они не справляются с мотивацией детей, хотя это их работа, что я, бухгалтер, могу со всем этим сделать?
Седьмой-восьмой класс – это сложное время, пик подросткового возраста. Время, когда ребенок и сам себя не понимает, не то чтобы понять других или объяснить им, что с ним происходит. Это время необходимо пережить.
Довольно часто для этого необходимо пересмотреть систему требований к ребенку. Они должны быть простые, необходимые, понятные в исполнении. Такие, чтобы их исполнение Вы могли контролировать. Желательно, выполнимые для ребенка. Потому что каждый его успех в оперировании таким правилом становится прецедентом, к которому затем можно апеллировать.
Например, Вы вводите на уровне правила: учиться без двоек в четверти. Тогда даже, если у ребенка три предмета закрыто на уровне 2.6 – это успех, которого он достиг в выполнении Вашего правила. И не стоит его порицать за такой результат. Договорились – он принял и выполнил, значит, молодец.
Вы договариваетесь о правилах, обеспечивающих минимум миниморум приемлемого существования, проводя границу допустимого для ребенка в каждой области: в обучении пример выше, в режиме безопасности – быть дома в 22 часа, в режиме сохранения здоровья – питаться дома хотя бы два раза в день. Эти правила, поскольку обеспечивают витальность ребенка, должны соблюдаться неукоснительно. Следовательно, он не может остаться у товарища до 23, Вы звоните, едете за ним, вызволяете и обеспечиваете его явку дома всеми доступными Вам средствами. Уход из дома, о котором Вы пишете, из этой же серии. Вы настолько обеспокоены его уходом, что вызовете полицию, чтобы его найти. Да, всем будет неприятно в результате, но для Вас не переносима неопределенность, которая возникает в случае такого его поведения – это недопустимо.
Если потребуется, Вы вызовете полицию, ребенок об этом знает и, как правило, не проверяет на прочность вещи, которые имеют сверхзначимость для родителя. Но прежде эту значимость и готовность действовать необходимо продемонстрировать.
Однако, все это не мешает Вам фантазировать и говорить о том, чего бы Вам хотелось, чтобы было как, и делиться фантазиями с ребенком. Как было бы здорово не тратить столько сил на получение жалких троек и отработку в каникулы, а поехать в отпуск на каникулы, покататься в Сочи-парке на «Змее Горыныче…» или вместо сидения на неприятном совете профилактики сходить в кино, вот сейчас в кинотеатре идет…