Найти тему

Прошел премьерный показ фильма «Сказ про Орешек-град, музей, тюрьму и посад»

Этот фильм сделан по заказу Музея истории Санкт-Петербурга к 700‑летию со дня основания крепости Орешек. Автор сценария и режиссер — Алексей Олиферук, журналист и специальный коррес­пондент петербургских «Вестей».

Как рассказывает Алексей Олиферук, он и его команда «попытались сделать картину понятной, простой и в то же время насыщенной, уместить в 35 минут 700 лет». И поскольку сделать это практически невозможно, ограничились тем, что «обозначили основные вехи», «прикоснулись к самым драматичным моментам».

Таких создатели фильма выбрали всего три: победное взятие Орешка Петром I, после которого крепость получила новое имя — Шлиссельбург; история тюрьмы, коей эта цитадель служила около двух столетий; годы Великой Отечественной войны, когда гарнизон Орешка охранял Дорогу жизни.

Беглым пунктиром обозначены и некоторые другие вехи — основание крепости на Ореховом острове князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского; Ореховский мир новгородцев со шведами; легенда об иконе Казанской Божией Матери, вмурованной в стену; история о том, как в 1917 году рабочие Шлиссельбургского порохового завода сожгли тюрьму, хотя это было непросто (кирпичное здание горю­честью не отличалось)…

Обо всем этом с экрана рассказывают Владимир Кириллов, директор Музея истории Санкт-Петербурга, Юлия Дьякова, главный научный сотрудник филиала этого музея — крепости Орешек, археолог Петр Сорокин, историк Феликс Лурье и другие знатоки. Иногда слово берут реконструкторы в мундирах, сшитых точно по историческим образцам (на Ореховом острове ежегодно проводится исторический фестиваль «День крепости Орешек»). Разговоры перемежаются кадрами реконструкций, видами кирпичных стен, казематов, замечательной красоты пейзажами невских вод и берегов.

Время от времени документальные кадры сменяют зарисовки петербургского художника, автора иллюстраций ко многим сказкам и эпосам Бориса Забирохина. Они возникают на глазах у зрителя, штрих за штрихом. И сопровождаются строками из исторических источников — мемуаров, писем, — которые озвучиваются в стилис­тике мультфильма, очень живо и в меру забавно.

Как рассказывает Юлия Дьякова, в архивах сохранился дневник одного из узников тюрьмы Орешка, некоего Сухорукова. Рисунки, которыми его автор дополнял текст, по стилистике очень напоминают те, что Борис Забирохин сделал для фильма.

Видеоряд сопровождает музыка, написанная специально для этого проекта композиторами Марком Коммером и Сергеем Гасановым. В числе других тем звучит и фрагмент песни на стихи народовольца Василия Панкратова, отбывавшего срок в Шлиссельбургской крепости (то бишь Орешке).

Фильм действительно получился очень насыщенным — наполненным не только информацией, но и многочисленными отсылками к разнообразным источникам. И значит, после просмотра очарованный зритель может продолжить знакомство с историей Орешка самостоятельно — пути для него намечены.

И еще. В этой картине большое место уделено нынешнему состоянию и планам крепости-музея — археологическим раскопкам, реставрации, консервации, му­зеефикации старинных построек, часть из которых уже превратилась в руины. За последние годы на территории Орешка многое сделано, но еще больше сотрудники надеются осуществить в дальнейшем. Работы по восстановлению всего комплекса старинных сооружений будут завершены не раньше 2029 года. Если удастся решить вопрос с финансированием, если не возникнет никаких препятствий…

Фильм заканчивается той же фразой, что и недописанная Николаем Карамзиным «История государства Российского», — «Орешек не сдавался».

Сказки
3041 интересуется