Совет Госдумы на ближайшем заседании обсудит вопрос об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, заявил спикер думы Вячеслав Володин. По его словам, это будет зеркальным ответом США, которые до сих пор не ратифицировали договор.
Заявление Володина, опубликованное рано утром 6 октября, стало реакцией на вчерашнее предложение президента России. Выступая на «Валдае», Владимир Путин сказал, что еще не знает, нужно ли России проводить испытания ядерного оружия. Но можно и отозвать ратификацию, если депутаты посчитают это нужным:
«Специалисты говорят, новое оружие, нужно убедиться в том, что там специальный боезаряд будет работать без сбоев, и надо проводить испытания. Я сейчас не готов сказать, нужно действительно или не нужно проводить испытания, но повести себя зеркально в отношениях с США, когда они подписали, но не ратифицировали, а мы подписали и ратифицировали, в принципе, это вопросы депутатов Госдумы. Теоретически можно отозвать эту ратификацию».
Business FM обсудила эти заявления с политологом Георгием Бовтом:
— Такие действия предсказуемы, я думаю, что это было заготовлено. В этом смысле на заявление Путина уже обратили внимание в западной прессе сразу же после его заявления на «Валдае» об этом. В принципе, это можно считать очередным шагом по пути эскалации ядерной риторики, во всяком случае, поскольку сами испытания еще не готовятся, хотя нельзя исключать, что они и будут теперь проведены. Кроме того, вновь стоит вопрос о том, может ли Россия использовать тактическое ядерное оружие на Украине или не может, и так далее. Отсюда же и разговоры о размещении американцами их ядерных ракет в Великобритании, это может послужить дополнительным аргументом для эскалации той же самой ядерной риторики. Ранее российские представители уже употребляли эти угрозы, в том числе в связи с боевыми действиями на Украине. Кстати, Путин отвечал на вопрос политолога Караганова, не надо ли понизить ядерный порог и применить-таки ядерное оружие, изменить ядерную доктрину? Караганову он ответил, но само это «не надо» было сопровождено оговорками, что он понимает озабоченность патриотически настроенных деятелей, и их позиция не так уж ужасна, как можно было понять из его слов. Так что мы движемся все в том же направлении.
— Может ли это быть воспринято как очередной ядерный шантаж?
— Ядерный шантаж в годы холодной войны как раз и оказывал взаимное сдерживающее влияние, эта практика известна в годы холодной войны, и, наверное, решили к ней вернуться сейчас.
— Если мы говорим о международной реакции более позитивно настроенных к нам стран, чего можно ждать от Китая?
— Китай ранее давал понять вполне открыто, что считает неприемлемым использование тактического ядерного оружия, поэтому думаю, что в случае дальнейшей эскалации такой риторики отношения России и Китая могут подвергнуться определенной напряженности. Я думаю, что на уровне переговоров это может возникнуть уже в ближайшее время, а в случае, если Россия произведет какие-то действия практического плана, испытания ядерного оружия и так далее, то Китай может предпринять какие-то шаги по дипломатической линии в том числе, в случае если будет использовано тактическое ядерное оружие на Украине, это может существенным образом осложнить российско-китайские отношения, я думаю, что и российско-индийские отношение тоже, причем осложнить серьезным образом.
Одним из самых заметных заявлений президента на заседании дискуссионного клуба «Валдай» стал его комментарий об авиакатастрофе, в которой погиб Евгений Пригожин. Путин сообщил подробности расследования гибели основателя ЧВК «Вагнер», которые ему доложил глава Следственного комитета. От дальнейших комментариев Владимир Путин отказался, дав понять, что тема закрыта:
«Мы знаем об авиакатастрофе, мне руководитель Следственного комитета докладывал буквально на днях, в телах погибших при авиакатастрофе обнаружены фрагменты ручных гранат. Внешнего воздействия на самолет не было, это уже установленный факт — результаты экспертизы, проведенной Следственным комитетом Российской Федерации. Следствие не завершено, к сожалению, на наличие алкоголя или наркотических средств в крови погибших экспертиза не проводилась, хотя мы знаем, что после известных событий в компании в Петербурге ФСБ обнаружила не только 10 млрд наличными, но и пять килограммов кокаина. Надо было бы провести такую экспертизу, но она не была проведена. То, что есть, я вам сказал».
Что касается судьбы ЧВК «Вагнер», то, по словам Путина, несколько тысяч бойцов подписали контракты с Минобороны. До своей гибели Евгений Пригожин открыто выступал против того, чтобы его отряды входили в структуры военного ведомства.
Президент на «Валдае» отметил, что опыт существования в России ЧВК «Вагнер» был «корявым», потому что действия представителей формирования не регулировались законом. По его словам, Минобороны предложило части компании поучаствовать в боевых действиях, и президент не стал возражать. «Но интересы рядовых членов этой компании и руководства Минобороны не всегда совпадают», — сказал Владимир Путин.