Найти в Дзене
Молитва и Размышление

ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ НА СТРАДАНИЕ, КАК ИСКРЫ, ЧТОБЫ УСТРЕМЛЯТЬСЯ ВВЕРХ

Помню как этот стих из книги Иова однажды поразил меня своей суровой правдивостью, мудростью и красотой.

Действительно, каждый из нас в земном странствовании не избежит разного рода страданий. Причем при этом вовсе не обязательно опускаться в мрачные глубины уныния, ропота и саможалости.

Напротив, в страданиях человек может возвышаться к Богу, как искры, устремляющиеся вверх…

Однако, очень важно рассмотреть этот стих в его контексте.

Говорит Елифаз – первый обращающийся к Иову друг. Говорит он очень глубокие и верные вещи о том, что существует Вселенская справедливость, которая воздает злым людям за их зло, а праведным – за добро.

Далее он делится личным духовным опытом, давшим ему особое откровение:

человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: (Иов.4:17,18).

Может ли грешный человек быть праведным перед Богом, если даже Ангелы несовершенны по сравнению с Совершенством Творца?

Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? (Иов.5:1)

"Святые", т. е. ангелы нечисты в очах Божиих; следовательно, они не могут допустить мысли о безгрешности низшего по сравнению с собою существа - человека. Поэтому ни один из них не поручится и за него, Иова, за его невинность, незаслуженность наказаний. У Иова нет защитников ни среди людей, ни среди небожителей.

Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда; но человек рождается на страдание, [как] искры, чтобы устремляться вверх. (Иов.5:6,7)

Наблюдаемые Елифазом случаи гибели грешника дают ему право установить то общее положение, что причина страданий и бедствий - не вне человека, а в нем самом.

Его природа такова ("человек рождается на страдание"), что он совершает преступление, за которым неизбежно следует возмездие. Данное свойство так же неотъемлемо у человека, как у искры - свойство подниматься вверх (Лопухин)..

Итак, причина страданий находится не вне, а внутри человека – в его падшей греховной природе. Это так, но при этом у человека остается выбор – в покаянии обратиться к Богу, Который готов спасать каждое сокрушенное сердце.

Поэтому далее идет такой призыв:

Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа… униженных поставляет на высоту, и сетующие возносятся во спасение. (Иов.5:8-11)

-2