Найти тему

Дорога на Байкале, как символ национального позора

Озеро Байкал - жемчужина России. А остров Ольхон - самое посещаемое туристами место на этом озере. Посмотреть достопримечательности и прекрасные окрестные виды едут со всех концов страны и даже из-за рубежа. Но за десятилетия активного освоение байкальских красот так и не решен вопрос постройки хоть какой-то сносной дороги на этом острове. И эта проблема уже выходит за рамка регионального вопроса. Отсутствие нормальной дороги серьезно подрывает престиж страны. И становится уже символом. Символом головотяпства, чиновничьего равнодушия и даже национального позора. Об этом и пойдет речь в статье.
Озеро Байкал - жемчужина России. А остров Ольхон - самое посещаемое туристами место на этом озере. Посмотреть достопримечательности и прекрасные окрестные виды едут со всех концов страны и даже из-за рубежа. Но за десятилетия активного освоение байкальских красот так и не решен вопрос постройки хоть какой-то сносной дороги на этом острове. И эта проблема уже выходит за рамка регионального вопроса. Отсутствие нормальной дороги серьезно подрывает престиж страны. И становится уже символом. Символом головотяпства, чиновничьего равнодушия и даже национального позора. Об этом и пойдет речь в статье.

Сразу скажу, я очень тепло отношусь к Иркутску в целом и к иркутянам в частности. Был недавно в командировке в тех краях. И все очень понравилось: и город, и люди. Но речь сейчас пойдет не об этом. А о моей поездке на Байкал. Точнее на остров Ольхон, который сейчас рекламируется чуть ли не как главная Байкальская достопримечательность.

Сама дорога занимает примерно шесть часов. Из них около двух часов по неплохой скажем трассе. Где-то полчаса на пароме (если без очередей). Это уже на сам остров. А далее начинается «самое интересное» (в очень больших кавычках) - грунтовая дорога по острову к конечной цели путешествия: посёлок Хужир. Где находятся все основные местные достопримечательности - сакральная скала Шаманка и восхитительные окрестности. Расстояние от паромной переправы до поселка составляет 40 километров. И ехали мы это небольшое расстояние полтора часа. Повторяю - ПОЛТОРА ЧАСА. Или 90 минут. С черепашьей скоростью 30 километров в час. Ну, а почему так медленно, спросите вы.

После дождей дорога на Ольхоне становится практически непроходимой. И объехать многочисленные выбоины, колдобины и глубокие лужи можно только рядом по степи. Уничтожая "заповедные реликтовые травы острова, многие из которых занесены в Красную Книгу" (цитата из местного туристического буклета). А учитывая значительный и постоянно растущий автомобильный трафик, природе наносится серьезный ущерб. Неужели такая картина, как на фотографии, лучше современного шассе с нормальным твердым покрытием?
После дождей дорога на Ольхоне становится практически непроходимой. И объехать многочисленные выбоины, колдобины и глубокие лужи можно только рядом по степи. Уничтожая "заповедные реликтовые травы острова, многие из которых занесены в Красную Книгу" (цитата из местного туристического буклета). А учитывая значительный и постоянно растущий автомобильный трафик, природе наносится серьезный ущерб. Неужели такая картина, как на фотографии, лучше современного шассе с нормальным твердым покрытием?

Да потому что худшей дороги в своей долгой жизни я еще не видел. Это было что-то невообразимое. Для того, чтобы представить, что из себя представляет дорога, достаточно достать стиральную доску (вдруг у вас где-то завалялся сей девайс), ну или на крайняк попробуйте найти его изображение в интернете. А дальше представьте, что по этой «стиральной доске» вам нужно будет ехать полтора часа. Ощущение незабываемое! На всю жизнь! Как будет вы едете одновременно на осле, верблюде и местами на диком необъезженном мустанге. Шок - это пожалуй самое мягкое определение ощущения, которое я испытал во время поездки. И самое смешное, что водитель микроавтобуса, на котором мы добирались до цели, сказал, что нам еще повезло. Если бы был дождь, то дорогу бы размыло и она могла стать непроходимой. Тогда пришлось бы ехать уже прямо по степи. Такие случаи видимо не редкие в тех местах. Вдоль основной дороги параллельно видны колеи других «трасс». Видимо запасных и резервных. Которые используются при форс-мажорах на основной. И которые «протоптали» сами несчастные водители, когда по основной дороге было ехать невозможно.

В сухую и жаркую погоду с ольховской "грунтовки" поднимаются тучи пыли от непрерывно снующих по ней автомобилей. Пыль оседает по всем степным просторам острова. Видимо по задумке местных "экологов" это наносит природе меньший ущерб, чем современное шоссе с твердым покрытием.
В сухую и жаркую погоду с ольховской "грунтовки" поднимаются тучи пыли от непрерывно снующих по ней автомобилей. Пыль оседает по всем степным просторам острова. Видимо по задумке местных "экологов" это наносит природе меньший ущерб, чем современное шоссе с твердым покрытием.

И все это при том, что поездка на Ольхон активно рекламируется всеми областными турагентствами как чуть ли не самый звездный маршрут в стране и главное событие в жизни любого гостя области. Этакий must have, без которого не обойтись. Ну, частичная правда в этом разумеется есть . Остров Ольхон и сам Байкал прекрасны. Достопримечательностей и просто интересных мест там хватает. Если бы не эта ложка (да что там ложка - ВЕДРО!) дегтя в бочке меда этой поездки. О самой поездке на остров я как-нибудь расскажу в следующий раз. Но сейчас все-таки хочется задать пусть риторический, но все таки важный для моего понимания вопрос: а нам за эту дорогу не стыдно? Под нами я понимаю всех жителей страны, включая региональных и наверное даже и федеральных чиновников, областную администрацию, все эти многочисленные регулирующие и контролирующие органы. Все эти «автодоры», министерства туризма, всякие общественные и политические организации, все эти экологические движения и так далее и тому подобное.

Вот хорошая иллюстрация состояние покрытия ольховской "автострады". Тип трассы - "стиральная доска". Понятно, почему ехать по дороге со скоростью более 30 км в час абсолютно невозможно. Любая поездка на остров и обратно превращается в серьезное испытание подвескам автомобилей. И становится невыносимой пыткой для водителя и пассажиров.
Вот хорошая иллюстрация состояние покрытия ольховской "автострады". Тип трассы - "стиральная доска". Понятно, почему ехать по дороге со скоростью более 30 км в час абсолютно невозможно. Любая поездка на остров и обратно превращается в серьезное испытание подвескам автомобилей. И становится невыносимой пыткой для водителя и пассажиров.

Ребята (ну или дамы и господа), вам и в самом деле не стыдно за этот , не побоюсь хлесткого словца, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЗОР РОССИИ. Дорога на острове Ольхон. На острове-жемчужине, который находится на озере-жемчужине. Нашей гордости и объекта ЮНЕСКО, между прочим. И длина этой несчастной дороги всего лишь 40 километров. Не четыре тысячи. И даже не четыреста. Всего лишь 40 (!). Когда я вернулся, мне разумеется захотелось поглубже изучить эту тему. Так сказать, погрузиться. Погрузился. Узнал, в чем прикол. Или как говорил один известный политический деятель «где собака порылась». И представляете, выяснил много интересного. Оказывается, этой проблеме уже многие десятки лет. Ух ты. Надо же! Если бы в год делали по одному километру, то наверное дорогу уже бы давно построили. И мало того, еще в 2017 году на одном из прямых эфиров отчаявшиеся жители этого байкальского поселка даже обращались напрямую к президенту, с просьбой помочь решить этот вопрос. И якобы он даже дал поручение проработать этот вопрос. И что в итоге? Да в итоге воз и нынче там. Дороги как не было, так и нет. Или она оставлена как живое напоминание нам о двух извечных российских проблемах? Ну тогда понятно, по ней все видно, все очень так наглядно. Какие же есть официальные (ну или правдоподобные) объяснения этой проблемы? Якобы не дают добро какие-то экологи, потому что остров Ольхон - часть Байкальского заповедника. И якобы асфальтовое покрытие будет мешать растительному и животному миру.

А это образец другой дороги на острове - к достопримечательностям на северной части. Мы думали, что грунтовая "автотрасса" на Хужир - это уже дно. Но снизу постучали. Есть дороги и похуже. И понятно, почему по ним могу проехать только "буханки". Вот по таким дорогам на острове катают многочисленных гостей, и даже иностранцев. Заметьте, этот снимок сделан в сухой период. Когда идут затяжные дожди, проехать по такой дороге невозможно в принципе. Не справляются даже такие "уазики".
А это образец другой дороги на острове - к достопримечательностям на северной части. Мы думали, что грунтовая "автотрасса" на Хужир - это уже дно. Но снизу постучали. Есть дороги и похуже. И понятно, почему по ним могу проехать только "буханки". Вот по таким дорогам на острове катают многочисленных гостей, и даже иностранцев. Заметьте, этот снимок сделан в сухой период. Когда идут затяжные дожди, проехать по такой дороге невозможно в принципе. Не справляются даже такие "уазики".

Я честно не понял, чем мешает асфальтовое шоссе и кому оно будет мешать ? Мышам, ежикам и лисичкам бегать на водопой? Крупнее зверюшек там нет. Не считая лошадей и коров местных жителей. А нынешняя разбитая в хлам дорога не мешает мелкой островной живности? А эти тучи пыли, что поднимает любая несущаяся на этим кочкам и ухабам машина не мешают? Которые потом оседают ровным пыльным слоем на реликтовых (как написано в туристической брошюре) «девственных степных травах» острова. А не мешает отсутствие ОДНОЙ нормальной дороги травяному покрытию отстрова то, что параллельно ей машины пробили еще несколько. Избороздив изрядное количество территории и местами сделав ее абсолютно неприглядной. Ну хорошо, асфальт со слов экологов якобы неэкологичное покрытие. Но что мешает, пройтись по дороге бульдозером и элементарно ее разровнять? Что или кто мешает покрыть дорогу гравием? Есть и другие, более экологичные покрытия, в конце концов. Не намного дороже асфальтового. Ну, честно, объясните, что происходит?

Главный островной транспорт - допотопные микроавтобусы-"буханки" Ульяновского автозавода. Они выпускаются уже почти 60 лет и скорее всего будут в строю еще лет 100. Ну ведь сказал какой-то отечественный политик из прошлого:  "Нам не нужны хорошие дороги. Нам нужны прочные автомобили". Видимо на острове Ольхон его рекомендации поняли абсолютно буквально.
Главный островной транспорт - допотопные микроавтобусы-"буханки" Ульяновского автозавода. Они выпускаются уже почти 60 лет и скорее всего будут в строю еще лет 100. Ну ведь сказал какой-то отечественный политик из прошлого: "Нам не нужны хорошие дороги. Нам нужны прочные автомобили". Видимо на острове Ольхон его рекомендации поняли абсолютно буквально.

И это все при том, что поселок на острове действительно развивается. Строятся отличные отели, базы и дома отдыха. Да и иркутяне потихоньку строят там свои дачки. Некоторые очень даже приличные. А на пароме я заметил немало дорогих автомобилей, с местными номерами. Порши, лексусы, мерседесы. Внедорожники разумеется. Есть много и обычных легковушек, но хозяевам им не позавидуешь. Добираться им наверняка приходится еще дольше. Подпрыгивая на каждой кочке. Знаете , какое главное транспортное средство передвижения на острове? Ни за что не догадаетесь. Буханка! Этот допотопный фургончик, разработки еще 1960-х годов , развозит туристов по всем значимым местам острова. Ну и частично перевозит их с переправы. Другие более приличные автомобили видимо не настолько надежны. И уже совсем самое смешное, это то, что остров Ольхон рекламируется в качестве мировой достопримечательности для международного туризма. Туда массовым порядком завозят … китайцев.

А вот и китайские туристы. Они активно "осваивают" Байкал и остров Ольхон. На паром они садятся в "пешем" порядке. А на острове их поджидают и развозят множество "буханок".
А вот и китайские туристы. Они активно "осваивают" Байкал и остров Ольхон. На паром они садятся в "пешем" порядке. А на острове их поджидают и развозят множество "буханок".

Тема «китайского нашествия» на Байкал и на остров требует отдельной публикации. Там далеко не все так радужно и приятно. Но здесь я ее затрону только применительно к этой «дороге». А вот нам перед китайцами не стыдно за этот позор? Ну честно, ответьте. Рассказываю, как они добираются на Ольхон. Сам был свидетелем. От Иркутска они едут на больших комфортабельных автобусах. Перед паромной переправой автобусы останавливаются. Все, дальше табу. Автобусам на остров дальше никак. Рессоры видимо не выдерживают. Китайцы «спешиваются», забирают свои пожитки и «пехом» на паром. А на той стороне кто их ожидает? Правильно, «рой» буханок. Китайцы забиваются в эти буханки со своими огромными рюкзаками и дальше по этим рытвинам и ухабам «несутся» (ну, если так можно выразиться, скорее плетутся) до места назначения. И как вы думаете, что они, китайцы, думают в это время о нас, наших «буханках», как чуде отечественного автопрома, и об этой ужасной дороге? Их бы еще на телегах перевозили. Чтобы им совсем было «весело». А потом мы удивляемся, почему китайцы на нас так свысока смотрят. Ну так достаточно на остров съездить, чтобы посмотреть на наши «достижения» в автопроме и дорожном строительстве. Я уже молчу, что на некоторых китайских картах Байкал и окрестности отмечены как бывшие китайские территории. Якобы мы все это «отжали» в годы китайского лихолетья. И вот так классно все тут обустроили. Тут есть о чем задуматься.

Без вездесущих "буханок" на острове никак. Мы-то люди привычные и не привередливые. Нам, что "жигули", что "уазики" - "сойдет", так сказать. Но для международного туризма это мягко говоря нонсенс. "Винтажные" автомобили 1960-х годов постройки - не лучший транспорт. Может все-таки лучше наконец озаботиться нормальными дорогами на острове?
Без вездесущих "буханок" на острове никак. Мы-то люди привычные и не привередливые. Нам, что "жигули", что "уазики" - "сойдет", так сказать. Но для международного туризма это мягко говоря нонсенс. "Винтажные" автомобили 1960-х годов постройки - не лучший транспорт. Может все-таки лучше наконец озаботиться нормальными дорогами на острове?

Да, что же это за «остров невезения на Байкале есть»? Где десятилетиями не решаются вопросы с дорогой. Кстати, раньше из Иркутска самолеты летали. Сейчас только из Улан-Удэ. Других альтернативных маршрутов, увы, нет.

Надо что-то делать. Нужно решать вопрос. Стыдно, очень стыдно. Если нет денег (я конечно сомневаюсь, что 40 километров требуют огромных инвестиций, но мало ли), давайте собирать «всем миром». Как на Руси принято. Ну марафон какой-нибудь проведем. Или лотерею организуем. Соберем эти 400 миллионов, которые нужны на дорогу. По 10 миллионов на один километр хватит? Или нужно больше? Нас 140 миллионов в стране, с каждого по три рубля. Вам три рубля не жалко на эту дорогу? Мне точно нет. Даже триста не жалко. Вот и первый взнос на благое дело готов. На какой счёт переводить? Или давайте через краудфандинг соберем. Или может вдруг какие спонсоры объявятся. Им же за это разрешат пару-тройку отелей построить. На нашей «жемчужине». Ау, чиновники, ну проявите хоть какую-то инициативу. Хотя бы включите эту дорогу в свои планы. Их ведь и так у вас громадьё. Для 40 км что-нибудь найдите у себя, потеснитесь, ужмитесь.

Ну, а пока вот так и живем. До озера - с ветерком. По озеру - ползком. Пока не появится на Байкале нормальная дорога - всё это будет самым ярким напоминанием о двух извечных русских бедах. Одна из них как известно - плохие дороги. Ну, а вторая… не буду даже напоминать. Решать все это надо, и немедленно. Иначе, мы так и будем посмешищем для всего мира. В том числе для пока еще дружественного большого соседа.