Христиане, жившие на территориях Восточных патриархатов (Александрии, Антиохии и Иерусалима), впервые обратили серьезное внимание на религиозные взгляды арабов-завоевателей в текстах, написанных главным образом на сирийском и греческом языках во времена Омейядского халифата.
Одним из главных критиков раннего ислама среди христиан был святой Иоанн Дамаскин (ок. 675-753 гг). Он является очень уважаемой фигурой в христианстве, особенно в православии. Иоанн писал на греческом языке и входил в Иерусалимскую церковь. Религиозные противоречия двух крупнейших религий привели к тому, что Иоанн довольно резко отнесся к вызову ислама, чему посвятил довольно много времени. Он осмыслял проблему главенства мусульман в регионе и растущую конфронтацию между исламом и христианством.
Будучи членом привилегированной арабской семьи Мансур, Иоанн Дамаскин выступил в религиозных спорах в качестве политического знатока, который находился в правящих кругах халифата. Он видел религиозно-политическую кухню изнутри и хорошо знал исламское вероучение. Иоанн был озабочен интеллектуальным вызовом ислама.
В первой половине 8 века исламская мысль активно развивалась в сирийском Дамаске и иракской Басре. Споры между мусульманами привели к возникновению влиятельного движения мутазилитов, которые в конце концов способствовали свержению Омейядов. Иоанн Дамаскин пытался не отставать от интеллектуальной мысли современников, что привело к созданию систематики греческой патристики. Исследователи отмечают, что структура композиций мутазилитских трудов даже совпала с трилогией Дамаскина "Источник знания" (Точное изложение Православной веры).
Второй трактат "Источника знания" называется "О ересях". Он выполнен в жанре сотницы, то есть содержит 100 глав (после некоторого времени добавили еще три главы). Среди ересей Иоанн Дамаскин выделяет в том числе ислам. В этом нет ничего странного, потому что ислам является частью авраамической традиции и признает пророчество Иисуса Христа.
Трактат "О ересях" в значительной степени составлен на основе более ранних текстов других авторов, основным источником выступил "Панарион" святителя Епифания Кипрского (4 век). Однако в отношении манихейства и ислама Иоанн Дамаскин явно излагает собственные мысли, что исторически оправдано.
Есть свидетельства, что во времена Омейядов манихеи вновь появились в общественной жизни сиро-месопотамской среды, как только репрессивное правление византийцев в этом районе закончилось. Иоанн Дамаскин воспользовался этой ситуацией для борьбы с манихейским дуализмом (учение о злом и добром начале), дополнив критику разоблачением исламского понимания Троицы и боговоплощения (Бог воплотился в человека в лице Иисуса Христа).
Что сказано в "О ересях"?
Иоанн не использует слов "мусульмане" или "ислам". Он называет их "измаильтянами", потому что мусульмане верят, что пророк Мухаммед происходит из рода Измаила, который был первенцем патриарха Авраама (Ибрахима) от наложницы Агари (Хаджар). Поэтому мусульман еще называли "агарянами" или "сарацинами" (потому что Сарра, жена Авраама, отпустила Агарь).
Иоанн пишет, что в регионе господствует "вводящая в заблуждение религия измаильтян", поэтому она предвещает пришествие антихриста:
Есть же еще и доныне усиливающаяся, вводя народ в заблуждение, вера измаильтян, являющаяся предтечей антихриста. Происходит она от Измаила, рожденного Авраамом от Агари, поэтому именуются агарянами и измаильтянами. Сарацинами же их называют от «Сарра отпустила» из-за сказанного Агарью ангелу: «Сарра отпустила меня пустой».
О Мухаммеде
Мухаммеда (Мамеда) он называет лжепророком, который основал собственную ересь, ознакомившись с Ветхим и Новым Заветом и консультируясь с арианским монахом. После этого Мухаммед распустил слухи, будто ему снизошло "слово Бога", которое Иоанн высмеивает:
И вот до времени Ираклия, сарацины явно служили идолам; от его же времени и до сих пор возник у них лжепророк, называемый Мухаммед (Мамед), который случайно познакомился с Ветхим и Новым Заветом, сходным образом, говорят, общался с арианским монахом (речь про христианского монаха Багиру, в исламе его конфессиональная принадлежность не проясняется), после чего составил собственную ересь. Под предлогом обращения народа к кажущемуся богопочитанию он распускает слух, будто ниспослано ему с неба от Бога писание. Написав же в своей книге некоторые достойные смеха положения, он передал ее им для почитания.
Иоанн Дамаскин использует явную полемическую манеру, ссылаясь на текст Корана и исламское предание. Ислам он называет "религией", "ересью" и "способом поклонения". С религией и способом поклонения все понятно, но почему Иоанн считает измаильтян еретиками? По всей видимости из-за упоминания арианского монаха. Арианство к тому времени уже давно воспринималось как главная ересь. Мусульмане для Иоанна - последователи Ария через мусульманское учение об Иисусе, следовательно, они тоже еретики. Таким образом, ислам для Иоанна - это христологическая ересь.
Об ошибках Корана
Иоанн Дамаскин отлично знал Коран и отмечал явные неточности священного текста мусульман. Например, он обращает внимание на то, что в Коране Иисус назван сыном сестры Моисея и Аарона, что исторически нелепо. Подробнее об этом кораническом нюансе я писал в статье на бусти - "Самая нелепая ошибка в Коране":
В книге этой он говорит, что единый Бог есть творец всего, не рождал Он и не был рожден (Коран 112.3). Говорит, что Христос есть Слово Божие и Дух Его (Коран 4.171), творение и раб и что он без семени рожден от Марии (Коран 19.19–22), сестры Моисея и Аарона (Коран 19.28).
Также Иоанн описывает христологические представления мусульман о распятии и божественной природе Иисуса, согласно которым, вместо Иисуса распяли другого человека, а сам Иисус себя богом не называл, зато считал рабом божьим:
Ибо, говорит он, Слово Божие и Дух вошел в Марию и родила она Иисуса, пророка и раба Божиего; и что беззаконные иудеи желали распять Его и схватив, распяли тень Его6, сам же Христос, говорит он, не был распят и не умер (Коран 4.157). Ибо Бог взял Его к Себе на небо, потому что любил Его. И говорит [Мухаммед], что, когда Христос восшел на небо, спросил его Бог, говоря: Иисус, говорил ли Ты, что «Я есмь Сын Божий и Бог?» и ответил, говорит, Иисус: «Будь милостив ко Мне, Господи! Ты знаешь, что Я не говорил, и Я не стыжусь быть рабом Твоим. Но преступные люди написали, будто Я сказал это слово и солгали обо Мне, и они суть находящиеся в заблуждении». И ответил, говорит, Ему Бог: «Я знаю, что Ты не говорил слова этого» (Коран 5.116–117).
О природе Коране
Иоанн Дамаскин часто повторяет, что смеется над Кораном. Он высмеивает момент, что Мухаммеда никто не видел, когда он получал откровение от Аллаха, в то время как Бог показал себя всему израильскому народу, когда явился пред Моисеем:
И многое другое достойное смеха измышляя в своей книге, Мухаммед кичится, что от Бога она ему ниспослана. Мы же говорим: «А кто свидетель, что писание дал ему Бог, или кто из пророков предсказал, что восстанет такой пророк?»...
И они отвечают, что писание низошло на него свыше, в то время, когда он спал. И тогда мы скажем им такую шутку: «Поскольку, как вы говорите, сонным принял он писание и не почувствовал действия, то на нем исполнилось народная пословица…».
Пословица не приводится, но комментаторы считают, что речь идет о следующем изречении: "Человек во сне часто болтает вздор и видит всякую чепуху".
О Троице
Далее Иоанн критикует мусульман за то, что они считают христиан "этеристами" (от греческого "этария" - сотоварищество, христиане придают богу сотоварищей через догмат о Троице). Иоанн полемизирует, что учение о Троице передали пророки и апостолы, и что оно исходит из самого понимания Бога и даже содержится в Коране, ведь там сказано: "Христос есть Слово Божие и Дух".
Об идолопоклонстве
Иоанн недоумевает, что мусульмане критикуют христиан за поклонение кресту. В ответ он пишет, что мусульмане поклоняются камню - Каабе, и не просто поклоняются, но также трогают и целуют. Далее Иоанн добавил, что черный камень в Каабе - это голова Афродиты. Таким образом, Иоанн обвинил мусульман в языческом культе:
То же, что они называют камнем, есть голова Афродиты, которой они поклонялись, называя ее Хабар. На этом камне и доныне видна высеченная тень головы для тех, кто видит в совершенстве.
Суры (главы) Корана он называет "баснями" и смеется над их содержанием. Он приводит пример правовой неопределенности Мухаммеда, будто он записывает в Коран все то, что ему выгодно:
А вот по какой причине установил Мухаммед отпускать, если хочешь, любую из жен, а другую, если пожелаешь, брать: имел Мухаммед сподвижника по имени Зейд. Имел сей красивую жену, которую полюбил Мухаммед. И вот, когда они сидели, сказал Мухаммед: «О такой-то! Бог приказал мне взять твою жену». Он же ответил: «Ты посланник, делай, как тебе Бог сказал: возьми мою жену».
Беседа сарацина и христианина
Существует еще один труд, который приписывается Иоанну Дамаскину. Ученые, изучающие труды Дамаскина, убеждены, что этот труд не является подлинным, тем не менее, он отражает учение Иоанна, которое содержится в его подлинных трудах, в том числе в тексте "Против манихеев".
Учение Иоанна, представленное в "Беседе", по-видимому, взято главным образом из его труда "Против манихеев" и представляет собой линию аргументации, повторенную и в значительной степени развитую в более позднем арабском сочинении христианского богослова Феодора Абу Курры. Вероятно, что именно Абу Курра составил "Беседу сарацина и христианина", которая теперь приписывается Иоанну Дамаскину.
В этом диалоге разворачивается замечательная беседа об источнике добра и зла. Известно, что в исламе источником первого и второго выступает Бог, однако христиане считают, что Бог отвечает только за добро, а за зло - дьявол и люди в силу свободной воли. Конечно, сарацин проигрывает в разговоре и покидает беседу.
Если мы посмотрим на аргументы, которые приводит Иоанн Дамаскин против мусульман, то они во многом будут совпадать с теми, которые христиане и другие критики ислама используют сегодня. Поэтому Дамаскина можно по праву назвать прогрессивным полемистом своего времени.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.