Найти тему
My Side

Музыка Манчестера. Часть 27

Джон Купер Кларк – "чертов" панк-поэт

Джон Купер Кларк – личность легендарная для всего английского панк-андеграунда. Этот чудаковатый взлохмаченный и непременно в черных очках худощавый человек прославился в панк-среде своими не менее странными перформансами, во время которых он хрипловатым и пропитым голосом читает свои стихотворения, наполненные своеобразной образностью и ругательствами. Джон был тесно связан с манчестерской сценой. Именно тут, в манчестерских клубах он и начинал свой творческий путь. Он выступал на одной сцене с Joy Division, давал свои перформансы в Hacienda. Его влияние настолько сильно, что даже современные молодые инди-рокеры признаются в любви к нему и говорят о влиянии Кларка на них. Например, один из таких - Алекс Тернер из группы Arctic Monkees. Да что там говорить, если Купера Кларка считают чуть ли не первым белым репером – его чеканная и ритмичная манера проговаривать тексты своих песен отличает его из сонмы андеграундных панков того времени. Да, он больше человек стихотворного слова, нежели музыкант. Но это не мешало ему издавать музыкальные пластинки, где на электропанк накладывалась его «читка». А в 2016 году он на альбоме так вообще запел крунерские песни! Хотя и устных выступлений у него было много. На его голове всегда была копна черных волос, торчащих во все стороны. А черные очки, приталенный пиджак и литературные способности ко всему прочему допускают провести аналогию с другим рок-поэтом и отчепенцем – Бобом Диланом. Действительно, Джон Купер Кларк – это панковская версия Дилана, только еще более смурная и непонятная. С течением времени Кларк получил от рок-критики титул «Поэт-лауреат панк-рока», а сегодня его именуют не иначе чем как «доктор Джон Купер Кларк».

Он - уроженец Солфорда. Его литературный талант, судя по всему, достался Джону от его матери, которая также писала стихи, но никогда не печатала их. В юности он перепробовал множество профессий, в том числе, профессию техника в лаборатории Солфордского университета. Изначально его творческая деятельность началась в фолк-среде, а именно в манчестерских фолк-клубах. Джон сотрудничал с продюсером Мартином Хэннетом. Первые записи Кларк сделал на независимом лейбле Rapid, принадлежавшем Хэннету и Тошу Райану. В частности, свой дебютный альбом Où est la maison de fromage'?, вышедший в 1978 году. Пластинка эта состояла из концертных записей, репетиций и демо. Продюсером был Хеннет. Он же продюсировал и второй альбом Кларка под названием Disguise Of Love (1978), вышедший уже на лейбле Epic. Знаменитый перформанс Кларка – Evidently Chickentown («Несомненно, Чикентаун») - cодержится на альбоме Snap, Crackle and Bop (1980). На протяжении всего стихотворения постоянно и навязчиво повторяется слово bloody, что можно перевести в данном контексте как «чертовый». Там Купер рассуждает о чертовых копах, чертовых шерифах, чертовых детях, чертовых пабах, чертовой еде и прочих «чертовых» вещах. Эта поэзия отражает раздражение и злобу самого Кларка. Это, своего рода, поэзия безысходности и злобы по отношению к жизни вообще. И все это проговаривается в быстром темпе и с фирменным тембром голоса Джона.

Кларк читает свои стихи
Кларк читает свои стихи

В 80-е гг. Кларк боролся с наркотической зависимостью. Вообще, у него вышло много пластинок-сборников, компиляций и прочего добра.. Наследие его велико и влияние тоже. Как я написал в начале, Алекс Тернер является большим поклонником Кларка. Стихотворение Кларка Out of Control Fairground фронтмен Arctic Monkees даже поместил на компакт-диск сингла своей группы Fluorescent Adolescent 2007 года.. Кстати, в том же 2007 году он сыграл самого себя в художественно-биографическом фильме Антона Корбайна "Контроль" про судьбу фронтмена Joy Division Йена Кертиса.

Родные края не забывают про своего героя. Сегодня Джон Купер Кларк является уважаемым человеком в культурном андеграунде своей страны, его именуют не иначе, как доктора.. Его заслуги нельзя переоценить.