«Научитесь никому ничего не рассказывать и тогда все у вас будет хорошо»
Есть писатели, которые вкушают плоды славы уже в юном возрасте. Они любимы публикой, их почитают, к ним прислушиваются. А есть те, кого народ словно не слышит, хотя при детальном рассмотрении они гораздо глубже и талантливей. Но тут ничего не поделаешь – любят люди мишуру и яркую картинку.
Чего не скажешь об английском драматурге Бернарде Шоу. И если для многих в 40 лет карьера заканчивается или идёт на спад, то для него после сорока лет всё только начиналось.
Как Бернард к славе шёл
Начинал будущий писатель с работы на ферме. В двадцать лет это ему наскучило, и он уехал к матери в Лондон, там и обустроился. В первой половине 1880-х годов он устроился работать в журнал «London World» критиком. Да так бы там и проработал оставаясь никому не нужным писателем, пока в 1898 не женился на Шарлотте Пейн-Таунсхенд.
Она была богатой и влиятельной женщиной. Он бедным и никому не нужным драматургом. Обоим уже за сорок лет. Да и брак у них был по расчёту. Шоу говорил своей жене:
«Я вас не люблю как женщину, но друг вы прекрасный. Пусть так и останется».
А она и не против была, главное был кто-то рядом, да и то хорошо. За сорок с лишним лет брака Шоу, как он сам говорил, не прикасался к жене в интимном плане. Шарлота была женщиной прогрессивных взглядов, поэтому разрешала мужу и романы на стороне, и флирт с юными актрисами.
Шоу супругу уважал и никогда ничего плохого о ней не говорил. Да он вообще ничего о своей личной жизни не выносил в общество.
«В любви всегда один целует, а другой лишь подставляет щеку».
Зато 40 с лишним лет Бернард Шоу вёл переписку с актрисой Стеллой Патрик Кэмпбелл, в пьесах которого она играла ведущие роли. Женщина эта была очень капризной, но Шоу это никогда не останавливало. После её смерти в 1940 году 83-летний драматург напишет статью о женщине, которую любил 35 с лишним лет.
А чуть позже Джером Килти напишет пьесу «Милый лжец» основанную на их многолетней переписки. Кстати, Бернард Шоу поставил рекорд по количеству написанных писем:
«За свою жизнь он написал свыше 250 000 писем к разным людям своей эпохи!»
Атеизм как символ нового мира
Ещё в конце 19 века Шоу увлёкся идеями социализма. Только в его представлении всё должно было произойти мирным путём без революций и войн. Шоу не раз подчёркивал, что презирает религии за разжигание ненависти и разобщении людей. Надо признать, что он был не против Бога как такового, а именно против религиозных доктрин:
«Мученичество — единственный способ прославиться, не имея никаких способностей».
Шоу всерьез полагал, что в религию идут люди, которые по большому счёту ничего больше, как пудрить мозги не умеют. Заучить стихи священного писания и махать кадилом много ума не надо, а ты попробуй человека научить чему-то полезному, а не затуманивать его мозг слепой верой.
И всё же Шоу не хотел быть богоборцем или ярым атеистом, хотя нельзя сказать, что он таковым не являлся:
«Бойся человека, Бог которого живёт на небе»
Шоу считал, что все войны на земле происходят лишь потому, что на протяжении всей истории человечества только социопаты приходят к большой власти. И как только это происходит, то в стране начинаются огромные перемены, чаще всего не в лучшую сторону. И апогей этих перемен - это всегда война - для этого они начинают прикрываться идеями религиозными и патриотическими.
Человек же власти не желающий, априори не может занимать высокие должности, а если займёт, то долго там не продержится. Съедят. Очень смело для того времени:
«Власть не развращает людей; но дураки, забравшиеся на вершины власти, развращают власть».
Или:
«Толпа становится опасной, когда ей нечего слушать и не на что глазеть. Митинги ее развлекают».
А вот это очень резко:
«Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь перекладывали его на другие плечи.
И тем не менее Шоу прожил 96 лет и никаким гонениям не подвергался. Он умело вписывал свои протесты и волнения в уста его героев.
«История нас учит, что она нас ничему не учит. Это не я сказал – Гегель».
По поводу глобального передела мира, а в начале 20 века, об этом говорили все, Шоу лишь улыбался в ответ. Люди слишком глупы, чтобы что-то «переделывать». Не создавать, а разрушать мастера.
«Если бы мы могли понять великого человека, мы бы повесили его».
Всё что нужно толпе – это хлеба и зрелищ, а ещё какую-нибудь «великую» идею, чтобы в неё можно было верить и не ломать голову о том, что в реальности происходит. А дальше действуй по плану удовлетворяя свои политические аппетиты. Ну и напоследок остроумный совет от Шоу:
Всем мира и добра!