Найти тему

Как писать книги – несколько советов от Фрэнсиса Скотта Фицджеральда

У американского писателя, представителя так называемого "потерянного поколения" Фрэнсиса Скотта Фицджеральда можно найти довольно много любопытных мыслей о писательстве и литературной работе. Вот только некоторые из них:

Купите папку. На первой странице напишите набросок огромного по масштабу романа вашего времени (не волнуйтесь, он сократится сам собой) и работайте над планом в течение двух месяцев. Возьмите отправную точку в качестве кульминации и следуйте своему плану взад и вперед от нее в течение еще трех месяцев. Затем нарисуйте из того, что у вас есть, что-то более сложное, и составьте себе график.

Вычеркивайте все восклицательные знаки. Ставить восклицательный знак — все равно, что смеяться собственной шутке.

Я думаю, что это очень хорошее правило - не говорить, о чем книга, пока она не закончена. Если ты это делаешь, то, кажется, всегда теряешь часть этого. Она уже никогда не принадлежит тебе в такой степени.

Начните с конкретного человека и вы обнаружите, что создали типический образ. Начните с типического образа и поймете, что вы не создали ничего.

О прилагательных: вся прекрасная проза основана на глаголах, несущих предложения. Они заставляют предложения двигаться. Возможно, самое лучшее техническое стихотворение на английском языке - это "Канун Святой Агнессы" Китса. Такая строка, как "Заяц хромал, дрожа, по замерзшей траве", настолько живая, что вы мчитесь сквозь нее, едва замечая ее, но она окрашивает все стихотворение своим движением - хромота, дрожь и замерзание происходят на ваших глазах.

Великие книги пишут сами себя, только плохие книги должны быть написаны.

Я считаю, что мудрый писатель пишет для молодежи своего собственного поколения, критиков следующего и ученых всех последующих. Дайте ему возможность улучшить то, что он имитирует — в аспекте стиля, возможность выбрать из своих интерпретаций окружающего его опыта то, что станет материалом, и вы получите чистейшей воды гения!

Вы должны начать с записей. Возможно, вам придется делать записи годами... Когда вы думаете о чем-то, когда вы вспоминаете что-то, запишите это там, где это должно быть. Записывайте, когда вы об этом думаете. Возможно, во второй раз вы уже никогда не сможете вспомнить это так же ярко.

Давайте не будем о планах. Когда говоришь о планах, ты их чего-то лишаешь.

Говоря «стиль», я имею в виду краски. Я хочу, чтобы мне было дано делать со словами всё, что угодно: рубить и жечь в описаниях, как Уэллсу; пользоваться прозрачными парадоксами, как Сэмюэлю Батлеру; мне нужен размах Бернарда Шоу и остроумие Оскара Уайльда; я желаю создавать громадные знойные небеса Конрада, позолоченные закаты и бегущие, как безумные, ватные облака Хиченса и Киплинга, не говоря уже о пастельных зорях и сумерках Честертона. Всё это я привел для примера. В сущности, я — профессиональный литературный вор, которому не дают покоя лучшие приемы любого писателя моего поколения.

Гениальность — это способность осуществить то, что задумал в уме.