Найти тему

Как Воронеж хотели сделать оружейной столицей России

В Воронеже ранее было довольно приличное количество заводов, некоторые из которых в наши дни доживают свой последний век, и скорее просто существуют, нежели что-то производят. Другие наоборот, показывают рост и являются востребованными. Авиационный, Шинный, Механический... Практически любой житель Воронежа сможет с легкостью перечислить их все. Но, только лишь единицы знают историю того завода, который должен был стать в Воронеже одним из самых богатых, с импортным оборудованием и многим другим. Так и не стал. А строительство его напоминало фильм "Свадьба в Малиновке", когда власть постоянно менялась и он вроде как и нужен был, а вроде как и не совсем. Более того, от него и следа сегодня не осталось. Что это за завод такой?

Дело было еще в годы Первой мировой войны. В 1916 году Главное артиллерийское управление Военного министерства решило построить в Воронеже особенный завод. Завод этот носил очень важное значение в плане оборонки и назывался "Заводом для изготовления взрывателей". Предприятие в те годы действительно очень важное и нужное.

Строить его решили за территорией города, а именно в чистом поле. Выделили под это дело участок земли, который, к слову говоря, принадлежал Обществу крестьян. Крестьяне, ясное дело, были особенно недовольны таким раскладом, но им пригрозили тем, что и остальное отберут, после чего они успокоились. 132 десятины земли - именно столько должна была занимать территория завода. Кстати, находившееся тогда за городом, в наши дни это место является уже улицей Ворошилова, по ее четной стороне. То есть, как видите, уже вполне себе городская черта.

-2

Построить завод планировали всего за два года, потому как взрыватели стране очень были нужны. Денег в строительство вложили очень приличную сумму. Да и не только в строительство. Например, оборудование для изготовления этих самых взрывателей, чтобы не мелочиться, закупили сразу в Америке у довольно крупной местной компании, которая делала все для американской артиллерии. В общем, в планах было сделать Воронеж новой столицей военной промышленности, как минимум.

Построить такой мощный и нужный по тем временам завод, это еще половина дела, решили пойти дальше и проложить к нему ветку железной дороги. Дело в том, что неподалеку располагалось сооружение узловой станции старых и новых железных дорог, в том числе и Юго-Восточной. Собственно по этой причине, Воронежская управа решила это место сделать еще и одним из главнейших железнодорожных узлов. Кстати, на фото ниже - это самое место на немецком аэрофотоснимке еще довоенной поры.

-3

Как и планировалось ранее, к началу 1917 года здание завода было полностью готово, стали устанавливать оборудование. Но, сопутствующих работ и стройки еще было достаточно. Тем не менее, Воронеж стремился стать оборонным центром страны и привязать сюда еще узлы железной дороги, поэтому работы шли полным ходом круглые сутки. Но вдруг, возникла одна небольшая неприятность - революция.

Сначала постройку сочли нерациональной и нецелесообразной, а позже и вовсе заморозили. В зависимости о того, как менялись революционные события, стройку то возобновляли, потому как завод нужен, то останавливали, потому как нерационален. Ну а чуть позже и вовсе решили полностью эвакуировать еще недостроенный завод. В 1918 году строительство было ликвидировано окончательно, буквально в одночасье. Воронеж, из-за революционных событий, так и не стал центром оборонной промышленности, выпускающим продукцию, аналогичную той, которую выпускали только в Америке.

-4

Кстати, недостроенные здания не стали сносить, а приспособили под другие цели. Часть цехов использовалась Воронежским мясокомбинатом, а часть ушла заводу, который стал выпускать авиационные двигатели. Тем не менее, Воронеж потерял уникальный завод в одночасье, также быстро, как и начал его строить. А могли бы быть второй Тулой, например, оружейной столицей, или что-то в этом роде. Ну ничего, зато мы Родина флота, и очень этим гордимся!

Читайте также:

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе

Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов