Найти тему
kin0guru

Забытые лидеры проката: "Двойной капкан" (1986)

Не откладывая в долгий ящик, сразу присмотрелся и к другому лидеру советского кинопроката сезона 1985/86, мимоходом упомянутому в статье о политической драме "Рейс 222" (№3). Раньше детектив "Двойной капкан" видеть мне не доводилось, хотя название регулярно встречал - благодаря дискографии Раймонда Паулса, составлением которой занимался лет 15 назад для википедии.

Обложка грампластинки 1986 года
Обложка грампластинки 1986 года

Пластинка с чисто инструментальным саундтреком к этому фильму вышла буквально следом за его кинопремьерой и за что такая честь, я никак не мог понять: ведь кроме одной темы ничего там особо примечательного нет, в то время как у композитора и прежде было много работ в кино - с более хитовыми и бессмертными мелодиями, которые собрать под одной обложкой у начальства фирмы "Мелодия" никак не доходили руки. Однако свою конспирологическую теорию я изложу чуть позже, а пока обо всём по порядку.

Согласно найденному скану местной газеты с репертуаром от 22 февраля 1986 года, двухсерийный "Двойной капкан" шел (параллельно с "Рейсом-222") под грифом "дети до 16 лет не допускаются", что как бы вполне объясняло причину моего столь долгого игнора - в 12 лет рановато ещё было. Но тут отозвался мой коллега и практически ровесник Роман Ужасов, изначально проживавший в другом краю нашей родной области, и на мой вопрос про этот фильм припомнил, что в отличие от меня смотрел его в кинотеатре без всяких проблем.

Фрагмент областной газеты от 22 февраля 1986 года
Фрагмент областной газеты от 22 февраля 1986 года

Тут же я поспешил переглядеть соседние номера газеты и выяснилось, что немногим ранее сей детектив показывали и в другом кинотеатре, но уже для широчайшей аудитории. На что Роман выдвинул такую версию: похоже, в прокате было несколько разных вариантов, так как механики ради увеличения публики (а то и для пополнения домашней коллекции - предположу от себя) эпизодами с заветной "клубничкой" иногда жертвовали. Как на зло, в моём райцентре они оказались законопослушны и мне доступ к фильму был заказан. Естественно я многое потерял, так как теперь-то ясно, что подростковый возраст для подобной, скажу прямо - фигни, самое то.

Афиша из интернет-источников в свободном доступе
Афиша из интернет-источников в свободном доступе

На поверку оказалось, что созданный Алоизом Бренчем (режиссёром культового минисериала "Мираж") "Двойной капкан" - это насквозь коммерческий продукт, явно изначально задуманный под всесоюзный охват.

Помимо московского сценариста Владимира Кузнецова, ранее уже сотрудничавшего с Бренчем в работе над подзабытой ныне детективной дилогией "Свет в конце тоннеля" (1974) и "Ключи от рая" (1975), был задействован статный литовец Альгис Матулёнис, чья супергеройская фактура с явным закосом под среднестатистические западные боевики активно здесь эксплуатируется.

Кадр из фильма в свободном интернет-доступе
Кадр из фильма в свободном интернет-доступе

Да и вся постановка скорей напоминать уже постперестроечные образцы жанра, где главное - внешняя крутизна персонажа. Кстати, мне актёр запомнился по некогда популярной криминальной комедии "Гений" (1991) с Абдуловым в главной роли. Поэтому огромные кассовые сборы сабжа (уступившие по итогам сезон лишь "Одиночному плаванью" Туманишвили) не должны вызывать удивления.

А какие там красавицы! К примеру, весьма обворожительная Милена Гулбе (дочь Улдиса Пуцитиса, сыгравшего в упомянутой выше дилогии)! Плюс длинноногие танцовщицы варьете из опять же литовского балета со вставными номерами.

Кадр из фильма в свободном интернет-доступе
Кадр из фильма в свободном интернет-доступе

Но и не менее прекрасная половина зрительской аудитории, думаю, не почувствовала себя обделённой: кому как не им адресовал свой мускулистый торс мачо Матулёнис да и для кого ещё, спрашивается, приторная лав-стори затевалась, и без того к наспех скроенному сюжету мало что добавившая. Неудобно даже как-то за сценариста, ранее собаку съевшего на остросюжетных детективах, включая великолепнейшего "Сыщика" (впрочем, там весь успех зиждется на режиссуре и актёрской игре). Зато обаяшку Лилиту Озолиню подвернулась возможность пригласить - прямиком из "Долгой дороги в дюнах" (1981) - самого популярного в Союзе латышского многосерийного фильма, также снятого Бренчем.

Кадр из фильма в свободном интернет-доступе
Кадр из фильма в свободном интернет-доступе

И дабы совсем не вызывал сомнения коммерческий рассчёт - в роли отважного отпрыска героини замечен и тот самый мальчик, ранее в "Дюнах" сыгравший сына Марты в детстве.

Кадр из фильма в свободном интернет-доступе
Кадр из фильма в свободном интернет-доступе

Но в конце концов всё это можно понять и даже простить - как никак новые "кооперативные" времена подступали - но как же чужеродно и навязчиво на общем легкомысленном фоне смотрелась идеологическая, насквозь в духе "холодной войны" линия с обличением тлетворного влияния Запада на нравы подрастающего поколения. Когда даже рубашка штатовского милитари-покроя рассматривалась как нечто подрывное под социалистические устои (испанский стыд!).

Кадр из фильма в свободном интернет-доступе (забавно, что вывеска на стене не на латышском)
Кадр из фильма в свободном интернет-доступе (забавно, что вывеска на стене не на латышском)

Тем более, когда и у остальных лидеров проката аналогичный антиамериканский посыл был налицо. Притом здесь, как и в "Рейсе 222", црушника сыграл немногословный Вилкнис Бекерис.

Кадр из фильма в свободном интернет-доступе
Кадр из фильма в свободном интернет-доступе

Так и сквозит худсоветовская мысль теть и дядь в штатском: вы тут ладно, поразвлекайтесь, но и про воспитание молодёжи не забывайте - враг-то не дремлет. А за нами не заржавеет - разрешим буржуазные мотивчики вашего Раймонда Паулса издать, пусть пока чего-нибудь набросает...

Последнее уже в порядке бреда, но как-то так.

3/5

(c) Albert Magnus специально для kin0guru