Найти тему
Борис Седых

Основное правило расхождения в море — кто больше, тот и прав

Фото из свободного источника.
Фото из свободного источника.

Обожаю в море выходи́ть на яхте, под парусами.

Чаще получается ветер укрощать с подводниками. Вполне понятно, почему. Они — отважные моряки, ничего не боятся, если надо, задницей пробоину заткнут, не укачиваются и никогда не пьянеют. Сам такой — лучше в море со своими, надёжнее и веселее. Об этом чуть позже, наберитесь терпения.

А сначала вот, о чём. Долги принято отдавать вовремя. Это очень влияет на дружбу. На днях свиделся в неформальной обстановке с придирчивым читателем. Он — в прошлом старпом 667БД проекта. Признанный педант и ценитель изысканных крепких напитков, поглощает избранную литературу, смакуя в равной степени содержимое бокала и книг. Иногда меня критикует за скабрёзность «флотских сказок».

Судьба так распорядилась, удалось вместе на яхте ходить. Дружище с округлившимися от свалившейся на него работы глазами лихо работал на гико-шкоте. А ветер весёлый! Я дурака валяю, берегу парусное судно от посадки на мель — осадка, считай, три мера. Заодно шкоты выбираю быстренько и мимо ушей слышу эхо бабуиновых шуток «товарища командира» — капитана моей яхты, лишённого эстетического чувства юмора.

Мне его острые шуточки по ветру, безопасность мореплавания — важнее. Работал, как обычно, со своей задачей справился. Но это не помогло. Весело сошли с дистанции, хорошо, что ещё до старта. Вырвало погон гика, грот заполоскал, поехали ремонтироваться. Причитающееся ведро адреналина выплеснули, и по традиции о случившимся забыли.

Однако недавно мой давний педантичный друг напомнил этот случай и заявил:

— С тобой, Боря, хоть сейчас пошёл бы в море, как и с Валерой Полёткиным (его славным штурманом из боевого прошлого и нашим однокашником по штурманскому факультету).

В пылу воспоминаний и от радости встречи забыли про метод поговорить.

Представляю его вам на пальцах, чтоб славным механикам и даже симпатичным девчонкам было понятно.

Способ Деменцова основан на использовании метода относительных смещений. Метод быстр в решении и прост, как всё гениальное. Расчёт производится по данным РЛС: пеленгу и дистанции на планшете Ш-26, в относительном движении. Элементы движения цели (ЭДЦ) рассчитывать не надо, это лишняя информация, мозг надо беречь. В центре — наше судно. Делаются 2–3 замера, наносятся на планшет. Соединяя точки замеров, получаем ЛОД (линию относительного движения). Расстояние от ЛОД до центра планшета считается дистанцией расхождения. Очевидно, если ЛОД проходит через центр — столкновение неизбежно!

— Hello, fellow sailors! How are you?

Далее находим по направлению движения, на свой выбор и чутьё, точку, равноудалённую от гадских ЛОДов других участников морского столпотворения на дистанцию расхождения, согласно требованиям безопасного расхождения. И производим расчёт перемещения в мнимую безопасную точку. Манёвр должен быть быстрым и коротким с прежней скоростью, если надо, подработать необходимо ходом. Обстановка меняется каждую минуту. Столкновение — дороже, а человеческие жизни бесценны.

На тренажёре в кабинетных условиях можно легко расходится с двадцатью плавсредствами, правильно выбирая 3–5 самых опасных по скорости относительного сближения и дистанции до цели и, конечно, расстоянию расхождения. Дальше выбирать следующие 3–5 цели, попивая кофеёк, красиво расходится.

Существует множество нюансов, которые надо учитывать: фарватеры, рекомендуемые маршруты и смены направления движения. Вы не поверите, но в море есть дороги! Всегда надо рассчитывать прежде всего на себя, даже если вам по правилам должны уступать. Считайте, что окружающие соратники-мореплаватели — полные придурки или пьяные в стельку. И не забывайте, что НЛО и летучие Голландцы всегда в приоритете, как правительственный кортеж, им всегда должно уступать дорогу!

Как этот метод работает на практике у яхтсменов? Для начала, если яхта под парусом и по правилам ей должны уступить дорогу, не будьте наивными — в реальной жизни этого не произойдёт. Тут работает принцип: «Кто больше, у того и преимущество».

Редко, но встречаются принципиальные яхтенные капитаны, которые лезут под форштевень крупной посудины с криком:

— Мне должны уступить! Я прав!

В море тоже встречаются различного рода «чудаки», как и на автодорогах.

Яхтсмены также используют метод относительных перемещений без определения ЭДЦ. Дистанция оценивается визуально, опасность столкновения — по изменению курсового угла на цель (угол от направления своего движения на цель, левый, правый). Если угол не меняется, есть возможность столкнуться.

Ну и бусинка в пупок красавицы. Хаживал, надеюсь, в этом сезоне ещё пройдусь, с товарищем. Саша — яхтенный капитан, цельный капраз, командир подводного корабля в прошлом — и на всю оставшуюся жизнь! Извините, ещё и минёр с ТОВВМУ им. Макарова (вроде как не диагноз).

Несколько лет назад вместе перегоняли яхту из столицы Севера — Архангельска, точнее из Соломбалы в Питер. Попал экипаж в шторм на Белом море, многое поломалось, упали в дрейф. Но благодаря упорству и высокой самоотдаче, и что очень важно, грамотным действиям капитана, все остались живы. Есть место подвигу и в яхтинге!

Итак, идём по морю, никого не трогаем. Возвращаемся с какой-то парусной регаты. На обратном пути уже можно расслабиться. Стояли тогда ещё на Крестовском острове, пыхтим себе неспешно к месту приписки. Едем по Маркизовой луже под мотором, дизель тарахтит. Чем не трактористы? Паруса дорогие, бережём от ветра, аккуратно храним в форпике. Отважный и суровый капитан сдвинул брови за штурвалом. Я же кручу головой на 360 градусов, как стрелок-радист в пикирующем бомбардировщике. Работаю в режиме РЛС чётко, не хуже, чем по приборам, выдаю дистанцию и курсовой угол на цель. Важна тренировка.

Вижу: слева по борту уверенно пыхтит буксир.

Докладываю:

— Товарищ командир! Слева «взаду» траверза буксир! Курсовой угол не меняется!

Саша отвечает:

— Принято! Штурман…

Смотрю в глаза капитану и читаю рефлекторное желание скомандовать:

— Все вниз! Срочное погружение!

Зрачки расширяются и далее:

— Третий, четвёртый торпедные аппараты — к выстрелу приготовить!

Ан нет, взял волю в сильный кулак! Невозмутимо обозрел буксир, сдвинул брови ещё плотнее и ворочает право на борт, делая полную циркуляцию.

Развернулся, взял курс на корму буксира и, похвалив себя, довольный, подытожил:

— Так надёжнее…

Долго не мог осознать сей манёвр. Мне понятно, если курсовой угол на цель не меняется. Та, что идёт встречным курсом или пересекает наш путь, опасна, и встреча с рукопожатием неизбежна. Зачем расходиться с буксиром, идущим параллельным курсом?

А друг мой спрашивал про метод штурмана Деменцова. Минёру этого не постичь. Можно лишь расслабиться и улыбнуться. Так действительно надёжнее. Обожаю выходи́ть в море с подводниками на яхте, особенно с минёрами! С ними не страшно… для них все надводные плавсредства — цели.

Валентин Яковлевич Шнеер, флагманский штурман 14-й дивизии ПЛ ЧФ, написал:

«Мы были лично знакомы с Деменцовым, часто общались. Он бывал у нас дома на Звенигородской. На службе и потом, на гражданском флоте, его методика активно пропагандировалась мной. В последнюю нашу встречу, не помню точно, возможно 1980—82 год, на какой-то мой вопрос по методике он ответил, что уже отошёл от дел и не занимается этим. А вообще он — корифей! Это уникальный приемлемый метод, все остальные — бессмысленные и от лукавого».

----------------------------------------

Берегите себя, хорошего дня!