Не ошибусь, если скажу, что по результатам чиновничьих проверок "все школы страны функционируют нормально".
«Россия строит суверенную систему образования, важной составляющей которой являются яркие и талантливые педагоги, грамотные и перспективные управленцы», – отметил в одной из своих речей министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Но мы же с вами понимаем, что яркие речи с трибун и серая школьная действительность не совпадают. Мы же видим, как «неусыпно» заботятся чиновники об учителях, которые, между прочим, – тоже люди, как и чиновники: никто не собирается снижать запредельную нагрузку на педагогов.
Начало учебного года, а у моих коллег уже эмоциональная усталость, а там и до стресса недалеко. Создаётся впечатление, что учителей сознательно ведут к профессиональному выгоранию.
Вот лишь несколько факторов, которые ведут к эмоциональному и профессиональному истощению:
1) Мизерная зарплата вынуждает учителя брать 1,5 или 2 ставки. Если не брать, то как прожить и прокормить семью – это в провинции. В столице – если не брать, то как администрации довести зарплату учителя до средней по Москве, и учитель, вынужденный взваливать на себя двойную нагрузку, автоматически лишается возможности восстановить свои жизненные силы и энергию. Это наблюдается и в регионах, и в столицах;
2) Изменение программы, новые учебники или их отсутствие, несоответствие программы и учебников, меняющиеся задания обязательных экзаменов (ЕГЭ и ОГЭ) и сами экзамены. Все эти изменения приводят к многократному увеличению бессмысленной работы учителей;
3) Стимулирующая часть заставляет конкурировать с коллегами и гнаться за показателями. Отмена стимулирующих выплат в ряде муниципалитетов привела к уменьшению заработной платы учителей в провинции;
4) Обязательная аттестация каждые 5 лет — абсурдный процесс, нужный чиновникам, чтобы унизить лишний раз учителя и заставить его доказывать очевидное;
5) Постоянный контроль в виде пресловутых ВПР, дополнительных экзаменов обучающихся как допуска к основным экзаменам, экзаменов для самих учителей;
6) Изнуряющая отчётность, когда учителю ни днём, ни ночью нет покоя.
И это неполный список факторов «неусыпной заботы о педагоге» тех высоких чиновников, кому выгодно поддерживать нужный уровень стресса, который ведёт к профессиональной деформации учителя.
А зачем нужны такие эмоционально выгоревшие учителя чиновникам от образования? Каких целей они хотят достичь? Чего добиться от нас, учителей?
Во-первых, чтобы сделать учителя виноватым во всех бедах образования.
Это они, учителя, снизили качество преподавания, не проверяют тетради, не занимаются после уроков с отстающими, повышают голос на детей и многое другое делают или, наоборот, не делают.
А кто будет разбираться из родителей, например, почему так поступать приходится учителю? Он же – не железный – на две ставки работать и всё остальное успевать, да ещё соответствовать высокому званию - УЧИТЕЛЬ.
Во-вторых, замученный бюрократической и учебной нагрузкой учитель не сразу сможет разобраться, кто на самом деле виноват в том, что престиж профессии педагога стремительно падает, как и уважение к нему самому.
В-третьих, учительская привычка к формальной отчётности (лишь бы от меня отстали и позволили просто УЧИТЬ) — это наилучший способ для чиновников наверху получить хорошие показатели.
У властей нет понимания ценности человеческой жизни учителя. В современных условиях оно не может появиться и у самого педагога – ему некогда осознать и понять, потому что ему надо «пахать», чтобы элементарно выживать.
В Год педагога и наставника 1 250 лучших учителей России удостоены премии за достижения в педагогической деятельности. Это безумно мало, если учесть, что у нас 1, 3 млн. учителей в стране. Тем более, в ГОД ПЕДАГОГА!
Всем читателям желаю мира и добра! Берегите себя!