Найти в Дзене

Размышления на тему дефутурации рынков. На примере мебели

Одним из парадоксов нашего времени, который я наблюдаю, это при отказе от бинарности в мышлении растет полярность рынков, товаров и услуг, рабочей силы - отказ от среднего (которого больше не дано). Причем эти прямые (вектора) бинарности и полярности лежат в различных, не пересекающихся плоскостях, а порой и пространствах.

Поясню на самом простом примере: в одной плоскости мы видим отказ от бинарности в гендере, в другой усиливающееся разделение на звезд - людей с высокой зарплатой и золотыми парашютами и прекариат - людей с низкой зарплатой и нестабильной занятостью. Например, есть один главный бухгалтер и куча рядовых, не нужны теперь замы и старшие, при этом разнообразие их гендеров может надорвать нам интеллект при попытке его понять.

С этого ракурса интересно посмотреть на торговлю по вектору: покупают - продают.

Поясню: есть товары, которые люди “сами покупают”, приходят в магазин и берут с полки, заказывают на маркетплейсе и так далее. Вернее будет сказать, что эти товары “продает маркетинг”: который (1) обеспечивает понимание покупателем сути (назначения, особенности) товара и (2) выбор среди таких же товаров (по цене, по упаковке, по бренду, по месту расположения и т.д.).

А есть товары, которые надо продавать: либо человеку нужна консультация, либо уговоры (впаривание). Сейчас последнее различие не важно, вернусь к нему позже. То есть это те товары, которые продает продавец.

При этом я хотел бы обратить внимание, что эта характеристика не товара, а связки “товар-покупатель”: один и тот же товар для одного покупателя является товаром, который можно купить (самому), а для другого, для покупки которого нужен продавец.

Хотя вернее было бы сделать связку из трех компонентов: “товар-покупатель-контекст”: в разных контекстах ситуация меняется - в одной ситуации один и тот же товар один и тот же покупатель может купить сам, а в другой ситуации покупка состоится только если это обеспечит продавец.

Возьмем к примеру шкаф: есть шкафы, которые люди могут купить сами, а есть, которые должен продавать продавец; есть люди, которые могут купить шкаф сами (в интернете, например), а есть те, кому надо обязательно посетить магазин и пообщаться с продавцом.

То есть ракурс ассортиментной матрицы перемешивается со способом покупки - продажи и соответственно с каналом (контекстом). Таким образом у производителя может быть две товарные матрицы: (1) покупаемые товары и (2) продаваемые товары.

А у продавца (ритейлера) разные товарные матрицы по разным каналам продаж.

А по хорошему, не завтра, так послезавтра, и производители и продавцы начнут специализироваться на способах продажи - покупки. Потому что и свойства таких товаров разные и затраты на продажу разные и много что еще.

“А причем - спросите вы меня - тут отказ от бинарности?” А производитель может и сам продавать конечным покупателям, также как и продавец начать что-то производить - то есть бинарно не разделить участников рынка на производителей и ритейлеров. А СТМ куда отнести? И ситуация будет только усугубляться.

А между шкафом и комодом различия уходят, шкаф и сервант уже превратились в стенку и процесс этот будет и дальше продолжаться.

Ну что, мы теперь готовы перейти к проблеме дефутурации мебельного рынка.

Надо ли говорить, где все будут покупать мебель через некоторое время? Правильно, на маркетплейсах! А какой процент мебели будет покупаться, а какой продаваться?
Подсказать? Посмотрите на рынок одежды. Считаю, что процент покупаемой мебели уже сейчас значителен и в ближайшем будущем он неуклонно расти.

А к чему это приведет? Правильно, к существенному сокращению занятых в продаже мебели и.. очень большому росту ассортимента и как следствие сокращению размера партий. Если с первым тезисом - полагаю, что пояснять не надо, то по второму поясню: самостоятельная покупка товара покупателем заставит производителей отрастить очень длинный хвост, а в услвоиях, когда все друг друга копируют без стыда и совести, то хвост будет расти довольно быстро.

Другими словами, и продавцы, активно помогая покупателям приобретать товары на маркетплейсайх и производители сами дефутурируют мебельный рынок и себя любимых.