1221 год. Цокот монгольских копыт примиряет заклятых врагов. Коалиция грузин с атабегами обещает выставить сто тысяч войска , обратив историю Евразии вспять.
Переговоры идут успешно, пока в дело не вмешивается человек.
Продолжение. Предыдущая часть (и мамлюкские байки) ЗДЕСЬ
Музыка на дорожку
Вернувшись дорогой, где напала собака. Перестанешь бояться собак и дорог.
Со времен Давида Строителя, на всех дорогах грузинам дышалось вольно. Столетие прошло в упорной борьбе, в которой верно и медленно Грузия стала одолевать. Методично вгрызаясь в плоть слабеющих Эмиратов.
Набеги становились походами, походы кампаниями.
Мусульмане бились отчаянно, часто побеждали, но.. Общий вектор был неумолим, отправив тюрок в глухую оборону. Которая вскоре посыпалась, а затем обвалилась.
Пали Амберд, Ани, Двин, Бжни.
Наследники сельджуков теряют Восточную Армению. Араратская долина уходит Дому Закарянов. Крещеным (армянами) курдам на грузинской службе, где их назвали Мхаргрдзели (Долгоплечие).
Братья Иванэ и Захария ведут кампании Юге.
У мусульман отбивают Карс и отряды Захарии идут дальше. Рождается Закарянская Армения. Вассальное Грузии государство, с претензией на дальнейшее расширение.
Экспансию прерывает поражение у Хилата.
Иванэ попадает в плен, откупаясь снятием осады и дочерью по имени Тамта, отданной в жены местному малику. Чья судьба (дочери) повторит историю региона в таких деталях, что знающий одну не ошибется в другой.
Оступившись на Юге, Мхаргрдзели идут на Восток.
В 1211-12 гг. начинается разгромная для Державы Атабегов кампания. Грузины подходят к Нахичевани, оттуда идут на Тебриз, откупившийся немыслимым количеством золота. Наступает очередь Мианэ, где правитель также пожертвовал казной, согласившись разместить гарнизон.
Едва грузины ушли, гарнизон перебили, за что малик поплатился. Захария прислал карателей. Семью правителя вырезали, и содрав кожу с тел, вывесили её на городском минарете. Живым в назидание.
Падает Занджан. Пыльный городок с глиняными стенами, взятый несколькими подкопами. Покончив с ним грузины идут на Казвин, Абхар, где их появление казалось немыслимым. Тем не менее города покоряются.
Мужчин и мальчиков уводят в плен, а местное добро увозят на местной скотине. Женщинам с малыми детьми разрешают уйти, но ненадолго. Их настигают и грабят, наполняя походные сумы серьгами и браслетами.
Но и это не всё..
Войска разделились.
Одна часть осаждала (откупившийся) Ардебиль. Другая с незабвенным Захарией дошла до Горгана. Ознаменовав появление грузин на восточном побережье Каспия.
Столетняя политика и двадцатилетняя оборона рухнули. Но чем занималось центральное правительство Государства Идельгезидов? А тем, что уже в иные времена, обретет подходящее определение.
Вызывая усмешку и горечь.
Выражение озабоченности
Дружба равнодушного не согреет. Хлеб попрекающего не насытит
Абу-Бакр пил. Как покойный дядя и живой брат. Проникнув заздравными возлияниями, запретное (!) прочно засело в царской семье. И корни порока проросли плодами бессилия.
На это дядя Камаль говорил взрослеющему Назиру так:
Дай счастье пьянице - пропьет.
Дай лентяю - проспит.
Дай трусу - отнимут.
Дай грустному - обидится.
Поясняя, что часто.. Дать людям чего просят, значит себе и им навредить.
Разговор случился, когда устроившийся к мельнику Назир, начал задерживаться на работе. Сперва на час. Потом до заката. Следом до полуночи.
Объясняя домашним, что дела (у хозяина) идут в гору, работы много и Джавад-Ага попросил остаться. Дед к тому времени уже забывался, называя юношу отцовским именем. Сестер отдали замуж. А мама и бабушка разводили руками
Надо. Так надо!
Тем более изредка, хозяин сверх жалованья угощал лепешкой.
И только дядя Камаль отмалчивался, выжидая чего-то. А как то сказал:
Раб готов жить нехорошо, лишь бы о нём нехорошо не подумали.
Присовокупив
Попробуй теперь уйди. Вовремя
Сделать это было непросто.
Хозяин перестал спрашивать, останутся-ли они. Просто говорил, что сегодня остаются. А потом и не говорил уже, подразумевая вечерний труд должным.
Когда Назир в урочное время сбросил перчатки, Джавад-Ага вспыхнул:
Кто тебе разрешил!?
Юноша обратил лицо к небосводу
Он.
Ох и пришлось же ему натерпеться.
Хозяин поносил как выскочку, стыдил как вора. Называл врагом сущего, предателем рода людского рода. Тварью неблагодарной, которую он лепешками угощал, а она по углам гадит. Показал на честных работников старого Мухтара и невольника Наасе, таявших от похвалы как воск. Ревел, что уходя сейчас (вовремя) Назир.. плюет на них, плюет на него, плюет на всех.
А затем успокоился и неожиданно строго спросил
Все еще идешь?
И Назир кивнул - да. Иду.
Какую же гадину я кормил! Какую же гадину..
Досадовал Джавад-Ага вслед.
А дядя Камаль выслушав рассказ, кивнул. Матерый попался. Дурачков ест, простачками закусывает. Кто виноват? И Назиру пришлось признаться (себе) - кто. Рабство длиною в жизнь, начинается с согласия задержаться на час.
Рабство вообще с согласия начинается.
Умер дед..
Старика похоронили как должно. Отпустив других, сели у холма напротив друг друга. Внутри все рвалось от горя. Хотелось выть, орать, грызть траву, топтать воду. Просто повиснуть у дяди на шее, и разрыдаться.
Так бы он и сделал. Если бы дядя Камаль не сказал
Зря ты мне рассказал
..
Про мельника.
Ожидающий одобрения, от добра далек.
А умрут все. Все Назир, умирают. Это как в гостях. Какую бы стряпню не подали, цокай губами и хвали хозяйку. А мы у жизни в гостях.
И увидев как племянник размяк (люди беззащитны перед звуком своего имени) щелкнул его по лбу. Чтобы не забывался где он, и кто.
Дед умер. Ты теперь здесь дядя.
Домой мужчины вернулись бодрыми, и женщины как то сразу подобрались.
Завертелись, накрыли стол и остались за дверью. Слушать разговоры и прислушиваться к молчанию. Никакому горю не одолеть дома, где остались мужчины. Никакому горю не одолеть страны, где у мужчины есть дом.
Заходите к нам на огонёк
Лучше воля негодяев, чем безволие праведников
Первые вести о грузинских налетах заставляли Атабега отвечать. Царедворцы выходили к погорельцам и принимались вместе рыдать
На каждую вашу слезу, Государь проливает десять
Отпуская просителей с миром
Все будет хорошо..
Что они и несли в разоряемые селения вместо денег, всадников и оружия. О поведении Правителя Абу-Бакра во время Большого похода грузин 1211-12 гг., летописец Аль-Хусайни говорит:
Эмир Абу Бакр предавался разврату, беспробудно пьянствуя с гулямами. Он приказал наместникам и хаджибам ничего не сообщать о действиях грузин. А те видя, что никто не собирается оказывать сопротивление - осмелели.
Никто не защищался кроме Гянджи, её округов и крепостей.
Только Гянджа в том Походе и устояла.
Пока ранимое сердце Государя отказывалось узнавать неприятное, а голова отходила на женских животах. В Арране нашлись мужчины.
Да они оттуда и не уходили.
Лет за пятнадцать до.. Назира впервые взяли на промысел.
Они с дядей отправились на охоту. Углубились в степь, спрятали коней в балке и разожгли костер, видный ночью издалека. Дядя Камаль достал одежду, которую не носят тюрки. Не по размеру, драную и вообще..
Жалкими видел их человек, пришедший на огонёк. Здесь часто похищали селян, отчего таджики в степь не совались. Разве по окраинам, поставить петли на зайцев. Как зайцев их и ловили, продавая перекупщикам за бесценок.
Добыча казалась отменной.
Отец с сыном. Мужика гурджи купят, виноград топтать. А за юнца заплатят мамлюки. Предвкушая корысть, человек не заметил усов на старшем. И что младший не опустил глаз, как сыновья селян.
Разбойник двинул юноше сапогом в челюсть, а мужчине приказал
Вяжи!
Что тот и исполнил.
С одного удара проломив ему переносицу и вволю отходив его плетью. Юнец тоже добавил. Добычей стал конь, сбруя, ширванский шлем и казвинский пояс с узорчатой перевязью. Прибыток сбыли в Барде, вернувшись домой по объездной дороге.
По пути продали и пса.
Он волочился привязанный к конскому крупу. И всю дорогу скулил как щенок. Временами его становилось до невозможности жаль. И племянник подступал с молчаливыми просьбами. А дядя только спросил:
Пожалеть крысу или цыплят?
Цыплят..
Тогда чего просишь за крысу..
Так и промышляли. Если человек приходил с добром, делили с ним хлеб. Если приходил со злом, делили его зло поровну. Через год или два Дядя Камаль привел к Назиру невесту. А возражения отмел
Сыну нельзя умирать, пока мать жива или пока нет внука
Юноша стал отцом.
А вокруг собирался отряд. Бедняки, дураки, проходимцы, невольники, курды.. Всем давали защиту при условии.. что человек себя защищал. Не обращал внимания на угрозы и от кого угрозы исходят.
Потому что если тебя нет дома, зачем ты спрашиваешь кто там?
Наши
Враг не тот кто убивает, но кто заставляет жить по-своему
Когда началась война дядя Камаль был седым, а Назира эмиром. Власть пала и любой кто стоял становился властью. Назир успел повоевать в Хилате. Резался с кипчаками в Шемахе. Ходил в Ирак усмирять мятежных мамлюков. Благодаря чему (ему!) Абу Бакр унес оттуда ноги.
На прощание, дядя недоверчиво смерил племянника взглядом
Все тот же щенок..
Когда меня убьют, не скули сильно
И вместо ответа Назир пролаял
Гав-гав
Рассмеявшись, мужчины развернули коней вспять
Дядю Камаля убили в первом бою, швырнув его голову оробевшим дозорным.
Глядя в закрытые веки, Назир бормотал
Мы у жизни гости..
И вместо удара мечом по шее, одарил дурного вестника золотом.
Гянджи отстояли. Грузинский отряд предпочел не связываться с немногими готовыми драться, когда есть много готовых платить. Белозубые удальцы с гиканьем повернули на юг. А закончилось все тем, что..
Ибн Ал Асир:
Владетель Аррана и Азербайджана Абу Бакр сын Пахлавана, женился на дочери грузинского царя. После чего грузины перестали грабить страну, совершать набеги и убивать.
Через год после свадьбы Абу Бакр умер.
На престол взошел его младший брат Музаффар ад Дин Узбек. Одна из самых трагических фигур Азербайджана. Кавказский Гамлет. Человек ранимый и чуткий. Который все (про себя) понимал, и ничего не мог с этим сделать.
Рассказ о нем будет дальше.
Появление Субудая и Джэбэ показало, что и у тюрок (как и у страха) тоже бывают большие глаза. От страха.
Атабег и Грузинский Царь Георгий IV по прозвищу Лаша (Великолепный) уже договорились о совместных действиях, когда к монгольскому стану подъехал всадник в белом. Его привели к старшим и он не просил, а сказал
Я буду воевать за вас.
Джэбэ потянулся за мечом, а Субудай отмахнулся - оставь. Этот человек подписан на ТЕЛЕГРАММ. А такими людьми не разбрасываются. Вдобавок
Длинную волю лучше иметь рядом, чем напротив. И хотя слов Назир не понял, голос показался знакомым до боли. А история Евразии пошла по другому.
И как не вытягивает нас Господь за ноги, мы упорно ползем под монгольские доски. Упиваясь страданиями, лелея кто их причиняет, и презирая тех, кто не может нас мучить так, как нас мучают наши..
Что-то мне это не по вкусу..
Дома по вкусу. В гостях, что дали.
Подписывайтесь на канал. Продолжение ЗДЕСЬ
Поддержать проект:
Мобильный банк 7 903 383 28 31 (Сбер, Киви)
Яндекс деньги 410011870193415
Карта 2202 2036 5104 0489
BTC - bc1qmtljd5u4h2j5gvcv72p5daj764nqk73f90gl3w
ETH - 0x2C14a05Bc098b8451c34d31B3fB5299a658375Dc
LTC - MNNMeS859dz2mVfUuHuYf3Z8j78xUB7VmU
DASH - Xo7nCW1N76K4x7s1knmiNtb3PCYX5KkvaC
ZEC - t1fmb1kL1jbana1XrGgJwoErQ35vtyzQ53u