Если ваш ребёнок малыш или дошкольник, то его "хочу" почти полностью зависимо от воли родителей и взрослых. Могут быть условия: "Сделай вот это и получишь то, что хочешь".
И вот ребёнок подрос. Он школьник или подросток. Его "хочу" стали больше и серьёзнее.
"Я хочу" - цель!
А между "хочу" и "целью" есть расстояние.
Знает ли об этом ребёнок, подросток? Учат ли его преодолевать это расстояние?
- Я хочу собаку, кошку, хомячка, птичек! - просит ребёнок.
Родители отказывают, потому что ожидают, что придётся самим ухаживать за питомцем.
- У тебя есть цель, - рассуждаем мы с ребёнком. - Что убедит родителей в серьёзности твоего отношения к этому?
- Не знаю.
- Обещания их не убедят. Это слова. Это ты так думаешь, что справишься и сможешь каждый день делать то, что требуется. Согласен?
- Да.
- Ты хочешь всё делать сам. Ухаживать за питомцем. Ты предполагаешь, что хватит силы воли это делать каждый день. Но получится или не получится у тебя, ты не знаешь. Согласен?
- Да, - после долгих размышлений отвечает ребёнок.
- Предлагаю тебе уже сейчас испытать себя, выполнять всё то, что придётся делать с живым питомцем. Подготовиться. Ты можешь начать вставать раньше, чтобы до школы успеть погулять, убрать, накормить. Репетируй сейчас. Гулять придётся в любую погоду. Готов выходить из дома раньше, чтобы сделать несколько кругов по двору, как ты это будешь делать с собакой? Уборку лотка за кошкой можно заменить на протирание пыли или другую утреннюю обязанность. Родители убедятся в серьёзности твоих "хочу" и выполнят.
Хочу стать блогером!
Есть "хочу" и родительское сопротивление:
- Не будешь успевать делать уроки. Ты огорчишься и расстроишься, если будут негативные отклики.
- Зачем ты хочешь стать блогером, снимать видео ролики, - задаю я вопрос. Важно дойти до сути этого "Зачем?". Не всегда ребёнок и подросток осознают это "Зачем?"
А далее мы рассуждаем, о том, какие качества и умения развивает у себя блогер:
Креативность мышления, воображение, стрессоустойчивость, дисциплину, творческие способности, коммуникативные навыки.
- Что из этого у тебя есть? Что можешь развить? Умеешь ли не обижаться на сверстников, родителей, учителей? Хочешь этому научиться?
Вывод. Важно не запугивать ребёнка, подростка. Не отказывать ему, а поразмышлять, предлагая свою помощь, если она потребуется.
- Подумай, как можешь убедить родителей в серьёзности своего "хочу"?
Например вот так:
- Мама, папа! Я сделал все уроки, нет отставания по предметам. Что мне надо ещё сделать для дома и семьи, чтобы потом я был свободен и занялся своим "хочу"?
Это позиция взрослеющего ребёнка, который берёт ответственность на себя и осознанно относиться к своим "хочу".
Работая с детьми в курсе "Арт-терапия для детей, которые беспокоят родителей", я обсуждаю с родителями как они могут поддержать ребёнка, помочь своему ребёнку повзрослеть и научить его идти к цели, а не ждать, чтобы цель пришла к нему сама.
иллюстрации и обложки созданы в нейросети ru-Dall-e
© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только с ссылкой на этот сайт и указанием авторства
Книга для настоящих и будущих родителей «От зачатия до взросления»
Автор: Василакий Ирина Родионовна
Психолог, Отношения Эмоции Дети-ОНЛАЙН
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru