В усадьбе с самого утра царило оживление. Слуги суетились и перешептывались. Пара горничных наводили порядок в ранее закрытой спальне. В гостиной хозяин давал указания новенькой служанке.
-Твоя задача – следить, чтобы девочка хорошо питалась, соблюдала режим и исправно посещала уроки. Учителя прибудут немного позже. Да, и желательно, чтобы от ребенка не было шума. В идеале, чтобы она вовсе не попадалась мне на глаза, – говорил хозяин. Я удивился. Детей у хозяина не было и особой любви к ним он не питал. Так какого ребенка он собрался поселить здесь?
Вскоре ситуация прояснилась. Подслушав разговоры слуг, я узнал, что с братом хозяина и его супругой случилось несчастье. Их маленькая дочка осталась сиротой, а хозяин оказался ее единственным близким родственником. Горничные жалели незнакомую пока девочку и изо всех сил старались сделать комнату для нее уютной. Однако перечить хозяину они не могли, поэтому в комнате не нашлось места для кукол и детский книг со сказками и красочными иллюстрациями. На полках разместились учебники и энциклопедии, в ящике комода был подготовлен набор для шитья. Хозяин был уверен, что в семь лет ребенок уже должен думать об образовании и манерах, а не заниматься «всякими глупостями». Услышав от него это, я укоризненно покачал головой. Хозяин, очевидно, забыл, какими они с братом были в этом возрасте. Как носились по саду, оседлав лошадь на палке, гоняя игрушечными сабельками воображаемых врагов. Между прочим это совсем не помешало вырасти им образованными мужчинами с безупречными манерами. Но что я мог поделать? Только присмотреть тихонько за сиротой, что вскоре должна была поселиться здесь.
Пару дней спустя девочка прибыла в усадьбу. Увидев ее, я удивленно ахнул, так сильно она была похожа на свою мать в этом же возрасте. В те времена она частенько гостила с семьей в нашей усадьбе, разделяя игры и проказы с мальчишками. Помнится, когда она подросла, стала настоящей красавицей и братья начали конкурировать за ее внимание. Увы, выбор ее пал не на моего хозяина. Последний тем временем окинул взглядом девочку, недовольно поджал губы глядя на куклу, что та прижимала к груди, и велел слугам помочь девочке устроиться на новом месте. Так и не сказав девочке ни слова, хозяин удалился в направлении кабинета. Лишь некоторая неестественная бледность выдавала, что он тоже отметил поразительное сходство.
Поздним вечером, когда все разбрелись по комнатам, закончив свой ежевечерний обход усадьбы, я решил заглянуть в комнату девочки, посмотреть, как она устроилась. Девочка сидела на кровати, обхватив руками колени и тихо хныкала. Я расстроено вздохнул. Услышав это, девочка подняла глаза и посмотрела прямо на меня.
-Ты кто? – испуганно пискнула она.
-А ты меня, что же, видишь? – удивился я.
-Конечно вижу, – подтвердила она, – А что? Не должна?
-Ну вообще – то обычно меня люди не видят. Домовой я тутошний, можешь меня дедом Егором звать.
-А я Анна, – представилась девочка. Слезы моментально высохли, а в глазах зажегся заинтересованный огонек.
-Ну здравствуй, Анна, – доброжелательным тоном сказал я, – Ну давай, сказывай, как тебе в нашей усадьбе? По душе ли комната пришлась?
-Мне все нравится, дедушка Егор, – тихо ответила Анна, – Только одиноко. Служанка мне все показала, о правилах, что тут заведены, рассказала, а после только ужин приносила и ко сну подготовиться помогла.
-Ну с этим делом я могу помочь, коли пожелаешь. Вечерами могу заглядывать, да беседами тебя перед сном развлекать маленько, – неожиданно для самого себя предложил я. Девочка с радостью согласилась. Так с той поры и повелось: завершив свой обычный обход, я заглядывал проведать Анну. Слушал, как прошел ее день, да развлекал рассказами о том, что только домовой увидеть и мог.
Однажды Анна, которая уже принялась за учебу, пожаловалась на скудность библиотеки. Училась, она, надо сказать усердно и с интересом. Хозяин был бы доволен, вздумай он поинтересоваться успехами своей подопечной. Учебники изучались ею со всем вниманием, но не хватало ей других книг, полных волшебных историй и потрясающих воображение приключений.
-Библиотека в усадьбе потрясающая, – говорила она, – но книги собраны в ней все мудреные, как учебники, только для взрослых. Сложные очень. Служанка же, что ко мне приставлена, сказала, что книги со сказками приносить или даже просто их рассказывать дядюшкой моим не велено. Вот чем волшебные истории ему так не угодили?
-Сложно сказать, когда именно он таким стал, – вздохнул я, – Много на его долю испытаний выпало. Но тебя я уж без волшебных историй не оставлю. Пойдем – ка, покажу тебе один секрет.
Я поманил девочку за собой. Нажав на неприметную завитушку на камине, я открыл дверь в потайной ход. По нему мы и добрались до небольшой тайной комнатки, где я собирал всякие ценные на мой взгляд вещи. Однажды хозяин повелел все детские книги выбросить за ненадобностью, а я их все и перетаскал сюда, внушив слугам, что те хозяйский приказ в точности исполнили. Я зажег свечу, позволяя Анне оглядеться. Разглядев мои сокровища, девочка ахнула в восхищении.
-Нравится? – довольным тоном спросил я. Не каждому домовому удается кому-то своей коллекцией похвастаться. Приятное, оказывается, чувство.
-Очень! Как много книг! И все сказки?
-Еще приключения есть. И про животных, – похвалился я.
-Здорово! А можно мне какую – нибудь книжку взять почитать? – спросила Анна.
-Конечно, для того я и решил тебе свой секрет показать. Читай все, что захочется. Только потом на место возвращать не забывай.
-Не забуду! Спасибо большое, дедушка Егор! – воскликнула девочка.
Сказки из моей коллекции пошли девочке на пользу. Даже слуги заметила, что у нее и аппетит лучше стал, и улыбаться она стала намного чаще. Так бы она и росла под присмотром слуг и учителей, да проводя вечера за беседами со мной, если бы ни один случай. В тот день для выполнения задания, Анне понадобилось заглянуть в библиотеку. В тот момент хозяин как раз сидел там и предавался печалям, ведя мысленный диалог с портретом своей покойной супруги, что покинула его в первый же год совместной жизни.
-Чего тебе? – сердито спросил он, заметив Анну.
-Мне нужно взять книгу по этикету... Для задания, – растерянно застыв на пороге, ответила она.
-Так бери и уходи! – буркнул хозяин и отвернулся. Анна прошла к нужной полке, достала книгу, но уходить не спешила.
-Почему ты еще здесь? – недовольно спросил хозяин девочку.
-Мне кажется, Вы очень грустный. И оттого, что я уйду, Вы станете только еще грустнее. Человек не должен быть один, когда ему плохо! – заявила Анна и решительно уселась в кресло напротив хозяина.
-Давайте я лучше расскажу Вам историю! – предложила Анна.
-Хм, – удивленно приподнял бровь хозяин, – И что же мне может рассказать маленькая девочка? Ну попробуй меня удивить.
И Анна принялась пересказывать один из приключенческих рассказов из моей коллекции. Конечно, хозяин узнал эту историю, ведь она была одной из его любимых в те времена, когда он был маленьким беззаботным мальчишкой. Но перебивать Анну он не стал, погрузившись в воспоминания о счастливом детстве.
-Значит, тебе нравится читать о приключениях? – спросил он, когда Анна завершила рассказ.
-Очень. Мне вообще читать нравится.
-Понятно... Этот момент я как – то не учел, – хозяин растерянно окинул взглядом корешки книг в библиотеке, – Надо бы это исправить и пополнить библиотеку чем – то помимо научных трудов...
Намерение свое хозяин исполнил и вскоре библиотека пополнилась новыми книгами. Конечно, сказки хозяин приобретать не стал, так и оставшись не высокого мнения об их ценности, но зато на полках появились другие, не менее захватывающие книги. Анна радостно рассказывала мне перед сном о новых прочитанных историях и о том, как она пересказывает их дядюшке. Хозяин же, к всеобщей радости, наконец стряхнул с себя хандру. В доме стали появляться гости, в том числе и с детьми возраста Анны. Вскоре у девочки появились новые друзья. И одним вечером произошло то, что и должно было произойти. Анна перестала меня видеть. Услышав шорох с каким я обычно появлялся в ее комнате, она пошарила глазами по комнате.
-Дедушка Егор! Я Вас больше не вижу! – расстроенно сказала она в пространство, – Наверное, я уже слишком большая? Но надеюсь Вы слышите меня, потому что я должна сказать Вам спасибо за поддержку и дружбу.
Мой ответ Анна бы уже не услышала. Иначе я мог бы рассказать ей, что она перестала меня видеть потому, что я ей больше не нужен. Она больше не грустная девочка, тихо плачущая в темноте от одиночестве и тоски по родителям. И все у нее теперь будет хорошо. Вскоре она забудет про меня полностью, находка потайного хода и секретной комнаты в ее памяти станет случайностью. А я продолжу приглядывать за ней и хозяином так, как и положено домовому – незримым хранителем усадьбы. Нашим мирам положено быть рядом, но если они будут слишком соприкасаться – быть беде. Поэтому хорошо, что у нас в усадьбе снова все хорошо.
4