Почему вообще есть проблема с комплиментами? Ведь это приятные слова, которые говорит нам другой человек. Почему так сложно их достойно принять? Почему наша реакция бывает странной?
Люди делятся на два типа:
- те кто любит похвалу, с удовольствием её принимает, их лицо буквально светится от признания;
- но есть и те, кому комплименты доставляют дискомфорт, застают врасплох.
Интересно, что людей второго типа гораздо больше, чем первого. Хотите разобраться в причинах?
Реакция на комплименты - хорошая лакмусовая бумажка, при помощи которой можно определить как поживает ваша самоценность.
Меня зовут Наталия Погребняк, я семейный и медицинский психолог, архитектор перемен. Подписывайтесь на мой блог - здесь вы получите решения для разных жизненных ситуаций, для повышения осознанности и укрепления внутренних опор.
Почему сложно принимать комплименты
В психологии есть такой термин «психологическое поглаживание». Его ввел Эрик Берн. Одна из самых частых форм «поглаживания» - комплименты. Они повышают уровень эндорфинов и влияют на самооценку.
Каждый человек имеет естественную потребность в получении любви и поддержки от общества. Напротив, недостаток в «поглаживаниях» отрицательно сказывается на психологическом состоянии человека.
Если у человека есть реальная потребность в комплиментах, то такая обратная связь от людей должна давать положительные эмоции... Почему же нам порой так сложно адекватно отреагировать на комплименты?
Давайте разбираться, какие могут быть причины:
1. Воспитание
Воспитание влияет на то, как мы воспринимаем мир и события. Родители в детстве дали нам ориентиры, что хорошо, а что плохо, что приемлемо, а что нет. Они и легли в основу нашего мировоззрения и ценностей. Многих из нас воспитывали по принципу "скромность украшает человека", "не зазнавайся", "не возгордись", "хвастаться нехорошо" и т.п.
Так сформировалась установка:
принимать похвалу = быть нескромным, хвастаться, ставить себя выше других;
НЕСКРОМНЫЙ = ПЛОХОЙ
ПЛОХОЙ = НЕПРИНЯТЫЙ В ОБЩЕСТВЕ
Эта установка не позволяет адекватно принимать комплименты. Все ваше естество сопротивляется, стыдится, боится показаться нескромным, вызывающим человеком.
2. Конфликт с самооценкой
Представьте, что вам сделали комплимент в какой-то области. Но вы считаете себя в этом слабым. Это противоречие между внутренней оценкой и внешней и вызывает дискомфорт.
Приведу такой простой бытовой пример:
Вы приходите на вечеринку и кто-то делает комплимент вашему платью, отмечает, что у вас шикарный вкус. А вас это платье заставила надеть подруга и оно вам на самом деле не особо нравится.
Таким образом, кто-то может ввести вас в дискомфортное состояние, отметив комплиментом то, что вы не считаете сильным (хорошим, красивым, достойным).
То же самое вы будете испытывать, если ваша самооценка в целом низкая. Тогда любой комплимент вы будете считать не соответствующим вам и вашей действительности.
3. Недоверие человеку
Очень большую роль в восприятии комплимента играет то, кто и как вам его говорит.
Вам сложно положительно отреагировать, если ваш оппонент:
- вам неприятен;
- между вами существует конфликт;
- вы не считаете его компетентным в данном вопросе;
- вы ему не доверяете;
- он не искренен.
В этом случае ваш дискомфорт - это естественная реакция. Срабатывает ваша защита от неприятного вам человека. Соответственно, всё, что он говорит вам - вы фильтруете и воспринимаете скептически.
4. Комплимент, чтобы что?
Иногда мы опасаемся, что человек делает вам комплимент как подготовку к своим дальнейшим манипуляциям.
Хочет вас задобрить и расположить к себе, чтобы в дальнейшем о чем-то попросить.
Хочет отвлечь ваше внимание или усыпить бдительность.
Хочет переманить вас на свою сторону и так далее.
Мы можем интуитивно чувствовать "подвох" в словах человека - и от этого не воспринимаем его комплимент.
5. Теперь я должен
Кто-то похвалил вас за работу, отметил вашу идею. И теперь вы чувствуете себя должным перед этим человеком.
Вам кажется, что вы непременно должны отплатить ему лояльностью, преданностью, ответной любезностью и подобным.
И вот это нежелание быть должным кому-либо будет вызывать сопротивление комплиментам.
6. Психологическое напряжение
Комплимент - это всегда внимание к вашей персоне от какого-то человека! Бывает, что комплимент озвучивают, когда вы находитесь в каком-то обществе - и тогда на вас обращают внимание сразу несколько людей.
Вы можете ощущать неловкость не из-за самого комплимента, а из-за того, что в этот момент к вам приковано внимание значимого человека или даже нескольких людей. Все они смотрят нас вас, оценивают; возможно, что-то о вас думают...
Если вы сложно переносите повышенное внимание к себе, то это может доставлять вам сильнейший психологический дискомфорт.
7. Комплимент как планка
Комплимент будет вызывать дискомфорт, если вы воспринимаете его как некий уровень, ниже которого вы теперь не можете опускаться. Например, вас похвалили за какую-то статью. Теперь вы считаете себя обязанным писать только так и даже лучше!
Вам говорят комплимент, а вы воспринимаете его так, будто вам назначают новый уровень ответственности.
Если вы почувствовали неловкость после комплимента - подумайте, какая на самом деле причина за этим стоит. Если это ваши внутренние страхи, установки или низкая самооценка - необходимо над ними работать.
А если дискомфорт связан, например, с неприятным вам человеком, то ваша реакция естественна, примите её. Всё, что вам нужно - научиться достойно и кратко отвечать, не испытывая стыда или чувства долженствования.
Как не надо принимать комплименты?
Мы рассмотрели разные причины дискомфорта во время комплиментов. Давайте теперь поговорим о наших реакциях на них.
В этом разделе я хотела бы показать, как не надо реагировать на комплименты.
1. Смущение
Постарайтесь не показывать вашего смущения. Примите комплимент спокойно и достойно. Избавляйтесь от привычки отвечать подобное:
"Ой, как неудобно, ты правда так считаешь?"
"Ну всё, хватит, ты меня смущаешь.."
"Да ладно тебе, в самом деле.."
Когда человек говорит вам что-то приятное, вряд ли он ставит цель смутить вас. Ваша реакция поставит и его в неловкое положение. Он будет вынужден переубеждать вас, доказывать свой комплимент или ощущать чувство вины за то, что доставил вам неудобства.
2. Оправдание
Такую реакцию я наблюдаю чаще всего. Когда человек в обмен на комплимент пытается убедить собеседника в обратном.
- Ты прекрасно выглядишь!
- Ой, да что ты, на самом деле я сегодня так мало спала...
- Отличная работа!
- Да что ты, здесь ничего особенного...
Вы думаете, что так вы справляетесь с возникшей неловкостью. А на самом деле приглашаете человека в игру: говори мне аргументы, почему и в чём я хорош, а я буду сыпать контраргументами.
Согласитесь, на самом деле это выглядит так, будто вы набиваете себе цену.
3. Перевод темы, игнорирование
Нельзя оставить комплимент совсем без ответа, сделать вид, что собеседник вам ничего не сказал.
Он выразил свое мнение, поделился своим восприятием - уделите этому внимание, ответьте с благодарностью.
Для вас тоже важно сфокусироваться в этот момент на похвале. Это поможет вашей самооценке, поможет осознать свои сильные стороны.
4. Ты тоже
Дежурное: "Спасибо, ты тоже". Бессмысленное и беспощадное.
Если вы хотите сделать человеку приятное в ответ - сделайте это искренне в подходящее время. А сейчас просто поблагодарите человека, подарите ему свою улыбку, чтобы он увидел, что у него получилось вас порадовать. Это будет гораздо ценнее пустой фразы "ты тоже".
5. Отшутиться
Перевести комплимент в шутку на самом деле означает обесценить как слова собеседника. так и ценность комплимента для себя.
6. Похвалить других
Чтобы не справляться с неловкостью в одиночку, можно взять с собой коллегу, друга, брата, соседа.. Правда?
- Отличная работа!
- Да, это мы с Александрой полночи делали.
Этим способом вы обесцениваете свой труд. Даже если вы работали над задачей с кем-то, вам нужно принять то, что вы справились с ней на "отлично". И, несомненно, в этом есть ваша заслуга!
Взгляните на комплимент иначе
Чтобы вам было легче принимать комплименты, давайте посмотрим на них с другой стороны.
Во-первых, комплимент - это точка зрения другого человека. Он делится с вами своим восприятием, своим впечатлением.
Как думаете, будет ли правильным сообщить ему в ответ, что он ошибается? Или обесценить его восприятие? Или проигнорировать его высказывание? Или пытаться доказать ему обратное? Или всё же стоит уделить ему время и выслушать? Ведь каждый человек имеет право на свое мнение.
Во-вторых, комплимент далеко не всегда несет какой-то двойной подтекст или скрытый смысл. Если вы начнёте фокусироваться на этом, мысленно докапываться до сути - вы найдете "двойное дно" даже там, где его нет.
Откажитесь от идеи поиска подвоха или двойного смысла! Просто примите комплимент на свой счет, как зачисление баллов в какой-то игре: "Поздравляем, вы только что заработали пять монет!"
Складывайте комплименты в копилку своей самооценки. Кто-то нашел время подумать о вас, вашей работе, высоко оценить ваш труд!
В-третьих, используйте комплименты для повышения своей самооценки. Мысленно соотнесите похвалу с каким-либо вашим качеством.
- Ты сегодня так стильно выглядишь!
Мысленно: "Да, у меня прекрасное чувство стиля!"
- Ты нашла такое креативное решение для этой задачи!
Мысленно: "Да, я очень предприимчивая и изобретательная!"
Этот способ поможет вам признать свои сильные стороны и найти для них внешние подтверждения.
Как принимать комплименты?
Ну, вот мы и добрались до самого главного! Как же достойно ответить на комплимент? Так, чтобы принять его внутренне для себя, и так, чтобы отметить стремление собеседника сделать вам приятное.
1. Выражайте свою признательность словами или жестами, показывая, что вы цените эти слова. Например, можно поблагодарить человека за его добрые слова и сказать: "Мне очень приятно!"
2. Если комплимент для вас действительно очень ценен - скажите дополнительно, что он значит для вас, расскажите о своих чувствах.
- Мне действительно важно услышать сейчас эти слова, так как я вложила много сил в этот проект и сейчас на финишной прямой я очень взволнована. Благодарю тебя за высокую оценку!
3. Когда вы благодарите человека - установите зрительный контент, улыбнитесь. Даже простое "спасибо", которое сказано искренне и с улыбкой, даст собеседнику понять, что комплимент принят!
Что делать, если комплимент застал врасплох или собеседник вам не особо приятен:
Можно минимизировать взаимодействие вашим кратким ответом.
Выслушайте комплимент. Затем кратко, но четко поблагодарите: "Спасибо!" Этого достаточно, чтобы показать признательность.
Откажитесь от чувства долга перед собеседником. Вы не должны хвалить в ответ или пускаться в долгие благодарности. Будет достаточно, что вы выслушали и кратко поблагодарили. Человек, скорее всего, посчитает, что вы не настроены на обсуждение, но при этом вы повели себя вежливо и достойно.
Как реагировать на комплименты с "двойным дном"
Если вы получили комплимент с негативными намерениями, важно сохранять своё спокойствие и не поддаваться на провокации.
Наверняка в вашей жизни были комплименты, от которых было не по себе. Вроде бы сказали что-то хорошее ,но послевкусие от этого плохое.
Например: "Сегодня ты выглядишь хорошо"... Читай: "А в другие дни не очень".
Или еще: "Вот, наконец, ты смогла подобрать себе красивую кофту!" Читай: "А до этого не могла".
Еще пример: "Какой красивый макияж, сразу убрал все твои недостатки!" Читай: "У тебя много недостатков и без макияжа ты не очень".
Вот несколько способов реагировать в такой ситуации:
1. Ответьте на комплимент кратко, не переходя к диалогу. "Двойной" комплимент это явное вовлечение вас в конфликт. Краткий ответ: "Благодарю, мне очень приятно," - и игнорирование двойного подтекста дают собеседнику понять, что вы не намерены это обсуждать. Диалог окончен.
2. Если вы не уверены в искренности комплимента, можете задать вопрос, чтобы прояснить ситуацию. Например, скажите: "Почему вы так думаете о моей работе?" или "Что вам понравилось в моем наряде?".
Скорее всего, после уточняющих вопросов ваш неискренний собеседник ретируется.
3. Если комплимент содержит оскорбительные или унизительные слова, можно защитить свои границы. Главное, не поддаваться эмоциям и сделать это максимально спокойно и с достоинством: "Я понимаю, что у каждого свой вкус, но я не согласна с твоей оценкой".
Выбирайте такую реакцию, которая подходит под ситуацию и ваше состояние. Если вы уверены в себе и готовы отстоять свои границы - можете задать уточняющие вопросы или обозначить, что не принимаете мнение человека.
Если вы чувствуете, что негативный комментарий вас зацепил, лучше сразу это обозначить и завершить диалог. Покажите всем своим видом, что вам не интересно это обсуждать. Вы услышали мнение собеседника, но оно вам не интересно. "Спасибо" и просто удаляемся, оставляя человека наедине с его негативными вибрациями.
Мои дорогие люди, вы достойны самых лучших искренних комплиментов!
Ваш психолог, Наталия Погребняк.