Опять криминальная история из беспокойных 90-х, но необычна она тем, что связана с киношными аферистами и известной на всю страну артисткой..
В милицию обратился руководитель одного из местных предприятий с просьбой помочь найти управу на телевизионщиков. «Приехали, поснимали, взяли плату за рекламу, и ни слуху - ни духу», - возмущался он.
Ура, к нам приехало кино!
Из рассказа директора правоохранители узнали, что еще в июле месяце к ним обратился представитель Первого канала и предложил свои услуги по съемке рекламного фильма о предприятии с последующим размещением на ЦТ. Вскоре съемочная группа прибыла на предприятие. Работали профессионально. Все сделали за день. Съемки, интервью, беседы с рабочими. За работу запросили 120 тысяч (для 90-х сумма приличная). Но потом согласились и на меньшую сумму.
По-русски гостеприимно встретив дорогих гостей, руководство завода предоставило им все, что просили, а в память о встрече даже подарили картину местного художника. Заплатив, директор естественно ждал результатов.
Многое удивляло в этой истории, многое рождало вопросы, ответов на которые пока не было, и на завод выехала следственная группа. Материалы проверки привели к решению о возбуждения уголовного дела по статье 159-й: «Мошенничество».
Итак, уголовное дело возбуждено. Вначале зацепок почти не было. Так, отрывочные воспоминания тех, кто общался с киношниками.
Затем стали изучать всевозможные вещественные доказательства: письма, факсы, договоры, визитные карточки и прочее. Далее проверка всех телефонов, которые указывали «телевизионщики». Как и ожидали следователи, ни один из них не подтвердился.
Потом стали отрабатывать железнодорожные кассы. Ведь как-то они приехали? А значит, брали билеты и предъявляли паспорта. Получив список всех приехавших в тот день и в тот же день уехавших (такова была тактика мошенников-работали только один день) стали отрабатывать каждую фамилию. Параллельно связались с руководством Первого канала. Те, в свою очередь, связали сыщиков со своей службой безопасности.
Там, как это не покажется странным, звонку не удивились. Подобные звонки поступали к ним и раньше из других регионов. В общей сложности к тому времени насчитали уже сорок случаев мошенничества этой "киногруппы" с Первого. Наш, брянский, был сорок первым.
Москвичи пока безуспешно бились над этой задачкой, и сотрудничеству с брянскими сыщиками обрадовались.
Пообщавшись, быстро нашли общий язык. Оказалось, что там в службе безопасности Первого работает наш земляк, Евгений , бывший сотрудник УВД. Он поделился с брянскими правоохранителями информацией, что этим же летом мошенники обращались на одно преуспевающее предприятие Краснодарского края с подобным рекламным предложением.. Но директор предприятия в связи с занятостью предложил перенести съемку на два месяца.
Мысль о том, что жулики могут вновь обратиться к директору, и если все разыграть правильно, то, возможно, удастся их задержать, теперь не давала покоя брянским следователям.
Созвонились с краснодарцами и договорились, что если "киношники" вновь им позвонят, соглашаться на любые условия. Торговаться, но больше для видимости. А потом сразу же звонить в Брянск.
Уже на следующий день в кабинете следователя, ведущего это дело, зазвонил телефон. Директор краснодарского завода сообщил, что так называемая съемочная группа вновь предложила свои услуги и запросила за работу и показ ролика на центральном канале стандартную сумму (120 тысяч рублей).
Как и было договорено, директор попытался сбить цену, но киношники были неумолимы и он «сдался». Времени на раздумья не было - утром киношники собирались вылетать в Краснодар.
Срочно собрав всю группу, следователь принял решение ехать выехать ночью в Москву, чтобы успеть в Шереметьево к утреннему рейсу на Краснодар.
Времени на сборы минимум. А ещё предстояло созвониться с линейной милицией аэропорта. Сообщить о преступниках, обговорить варианты и детали предстоящей операции. Взять с собой свидетелей и потерпевшего, которые могли опознать преступников. Согласовать свои действия со службой безопасности телевизионного канала.
Задержание
Прибыв в Шереметьево и связавшись с линейщиками, стали готовиться к задержанию. Предусмотреть надо было все: и то, что кругом многолюдно, и то, что мошенники могут узнать потерпевшего, и то, что, как и все преступники, они боязливы и осторожны.
К моменту регистрации все участники операции уже стояли на своих местах. Все старались вести себя как можно более естественно. Потерпевший (директор брянского предприятия) стоял рядом со следователем в стороне, изображая пассажира, готовящегося к посадке. Договорились - никаких условных сигналов, все просто и ненавязчиво. В тот момент, когда преступники уже пройдут регистрацию и войдут в зал вылета, он скажет, как бы себе под нос: «Они».
«Киношников» было двое. Почему-то в этот раз они с собой больше никого взяли, хотя обычно приезжали целой группой. Брянский сыщик в штатском и милиционер аэропорта подошли и вежливо предложили пройти с ними, якобы для выяснения каких-то вопросов.
Что произойдет дальше, не знал никто - всего, как известно, не предусмотришь. Нервы у всех были на пределе, но обошлось без эксцессов. То ли мошенники были уверены, что это действительно недоразумение, то ли им, уверовавшим в свою безнаказанность, даже и в голову не приходило, что на них могут выйти и задержать, но держались они спокойно и даже нагло.
Поначалу задержанные старались вести себя непринужденно, представляясь сотрудниками Первого. Но присутствовавший тут же Евгений из службы безопасности канала, мгновенно разоблачил мошенников. Они тут же на ходу стали ловчить: что не с самого ЦТ, а его региональные представители.
Но все, на что они ссылались, тут же оперативно перепроверялось по объединенной базе данных. Нигде "киношники" не значились. Видя, что информации на них собрано достаточно, пришлось говорить правду.
При обыске у них были изъяты образцы договоров о съемке рекламы, банковские реквизиты счета, который они выдавали за счет Первого, полную электронную версию базы данных по лучшим преуспевающим предприятиям России, липовые визитные карточки, поддельные пропуска в Останкино и многое другое.
Как все начиналось
Некий молодой человек из провинциального города приехал в Москву поступать во ВГИК. Поступил, но по каким-то причинам бросил учебу и вернулся домой, где стал работать в одной из местных телекомпаний. Однако желание вырваться из захолустья и обосноваться в Москве не давала покоя.
Вечерами, сидя у телевизора и глядя на столичных телезвезд, постоянно ловил себя на мысли: «А чем я хуже?». Так, однажды родилась идея сделать видеосюжет об одной очень популярной ведущей. Сейчас трудно сказать, что стояло за этим: желание действительно рассказать о звезде или под красивым предлогом втереться к ней в доверие и попасть в высокие телевизионные круги. Но решил попробовать. Звезда была уже престарелой, а молодой человек слишком услужлив и обаятелен...
Среди творческой интеллигенции редко встретишь людей с критическим мышлением, поэтому ничего особенного в просьбах молодого человека о встрече, беседах, съемках, телезвезда не увидела. Войдя в доверие к героине своего сюжета, он стал бывать у неё чаще, оказывал личные услуги. Поверив в его искренность она стала привечать парня. Теперь он всюду представлялся ее протеже.
Между ними завязались дружеские отношения и она пригласила его поработать вместе с ней в авторской передаче. Начались поездки по стране. Похоже, мечта постепенно начинала сбываться. Появилась квартира в Москве, значительно расширился круг знакомств на телевидении. Вникая в дела своей покровительницы, изучил всю киношную изнанку.
Видя, что многое делается не просто так, а за деньги, и немалые, быстро сообразил, где и как можно «подхалтурить». Постоянно общаясь в среде телевизионщиков узнал, как можно уходить от налогов, организуя левые концерты и выступления звезд, снимая левую рекламу.
А дальше, больше. Почувствовав вкус денег, остановиться было уже трудно. Разъезжая со съемочной группой некогда популярной программы "От всей души" втайне стал предлагать руководителям предприятий, фирм и даже представителям администраций регионов снять фильм о предприятии или успешном руководителе.
Кто же в наше время, когда реклама стала двигателем не только торговли, но и политики не захочет, чтобы про него сняли фильм, да ещё показали на центральном канале. Многие соглашались. А заплатив, ждали. Но в назначенное время ролик не выходил.
Зная, что клиенты начнут волноваться, мошенники отправляли руководителю факс, в котором задержку объясняли как временную, ссылаясь на какую-нибудь объективную причину. Далее следовали уверения, что ролик будет показан в самое ближайшее время и указывались телефоны для связи. Однако и потом по телевизору ничего не показывали.
Возмущенные руководители звонили в Москву на ЦТ, требуя объяснений, но руководство канала могло лишь в очередной раз констатировать факт мошенничества и советовали обратиться в милицию. На этом, как правило, все и заканчивалось.
А мошенники продолжали колесить по стране. Постепенно, испортив своими махинациями отношения со многими звездами телевидения, они умудрялись устраивать концертные выступления их двойников. А потом чтоб ни с кем не делиться, отказались от услуг профессиональных операторов с Первого, нанимали вечно ищущих подработки телеоператоров с местных каналов.
Удивительно, что эти два деятеля, не имея ни образования, ни особой подготовки, сумели обмануть чуть ли не пол России. И вот, наконец, брянским сыщикам удалось остановить этих мошенников от кино. Сорок первая гастроль оказалась провальной.