Найти тему
Маргарита Козлова

У нас дети. Инструкция по выживанию. Кризис трёх лет.

В предыдущих статьях речь шла об особенностях развития и поведения детей до трёх лет.

В три года наступает переломный момент в поведении ребенка, это связано с особенностями физиологии и психического развития.

Малыш начинает осознавать социальные роли окружающи не просто как “мама”, “папа”, “тётя”, “дядя”, а понимать что папа, ещё муж и представитель профессии, а тётя тоже чья-то мама и у неё тоже есть профессия. Ребенок начинает проявлять собственную волю и характер, проверять что ему можно, что что простят, а за что нет, осознавать себя отдельно от родителей.

Какие проявления указывают на данный кризис?

Протест. Он может выражаться в категорическом отказе от предыдущего образа жизни, просьб родителей, желании есть какой-то продукт. Если же ребенка заинтересовать этим продуктом и представить его как запрещенный, не исключено, что реакция будет противоположной;

Негативизм. Ещё его можно назвать «протест-бунт», когда конфронтация малыша с окружающими переходит в хронический конфликт. В этом случае ребенок чаще всего отвечает отказом, может ругаться, плакать или просто не обращает внимания;

Своенравие. Желание реализовывать и утверждать свое «Я», проявляется когда на попытку родителей помочь малыш категорично отвечает «Я сам». Эта формулировка сигнализирует о психологическом отделении ребенка от взрослого;

Упрямство. Результат потребности найти свое место в семье, показать, что с его мнением нужно считаться, и выбирает для этого самый простой путь – настаивать на чем-либо, при это не всегда то, что на самом деле хочет. Например, он может требовать игрушку, кричать, плакать, стучать ногами, и, как только получит, забросить подальше;

Обесценивание. Резко меняется отношение к окружающим, привычки и даже лексикон, могут появиться бранные слова. Он дразнит обзывает родителей, грубит взрослым, угрожает;

Деспотизм. Ребенок утверждает собственную власть над окружающими. Требует от родителей поступать так, как хочет он. Если в семье есть другие дети, он будет стремиться их оттолкнуть, заставить родителей обращать внимание только на него.

На фоне эмоциональных изменений происходить дальнейшее формирование тела, меняются пропорции и смещается центр тяжести. Ребёнок начинает быстрее передвигаться. Развитие мозга ещё не замедляется, при этом присутствует повышенная возбудимость, что приводит в свою очередь к невозможности долго удерживать своё внимание на чём либо. Активное развитие словарного запаса приводит к тому, что ребёнок может много говорить и задавать вопросы.

Кризис трёх лет, важный задел в формировании характера.

Родителям стоит дать больше самостоятельности ребёнку, при это четко обозначить для себя, в каких ситуациях им надо педантично настаивать на запрете, некоторые запреты являются настолько важными, что уступать в них малышу может быть губительно, прежде всего, для него самого. Важно, чтобы они понимали разницу между понятиями «хочу» и «должен». В противном случае родителям придется в дальнейшем бороться с ленью и непослушанием.

Если вы столкнулись с кризисом 3 лет у своих детей, есть утешение. Психологи утверждают, что дети, которые не переживали этот кризис, зачастую во взрослом возрасте становятся безинициативными и безвольными. Помните ,что сложности в характере ребенка временное, но важное для формирования его личности явление, а ограничение любой инициативы своих детей в 3 года, чревато развитием у ребенка комплексов и неуверенности в себе. Наказывая или высмеивая попытки проявления самостоятельности своего чада, вместо ощущения автономности вы формируете у него чувство собственной неполноценности или ущербности.

Общие рекомендации:

  • Избегание деспотичного стиля взаимоотношений и чрезмерной перопеки в воспитании.
  • Придерживайтесь единой тактики воспитания в семье.
  • Поощряйте познавательный интерес и самостоятельность ребёнка в доступных для данного возраста пределах.
  • Используйте игровые приёмы в общении и обучении ребёнка самостоятельности.
  • Объясняйте правила поведения ребёнку в простой и доступной для него форме; проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.
  • Делайте акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать
  • Избегайте акцентов в воспитании на запреты и наказания.
  • Совместно ищите компромиссные решения в конфликтных ситуациях, предоставляя ребёнку право выбора.
  • Обучайте ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

Не существует идеальных родителей, а вот достаточно хороших много, и это радует. Если вы чувствуете, что не справляетесь с эмоциями ребенка или собственными, уже и не припомните, когда были спокойны, обратитесь за поддержкой к психологу. Родителями тоже нужен островок поддержки и безопасности.

Больше статей в подборке "Школа родителей".