Крестный отец
Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола
Страна: сша
Год: 1972
История Марио Пьюзо и Фрэнсиса Форда Копполы - блестящий трюк, приглашающий нас рассмотреть мафию полностью на ее собственных условиях. Дон Вито Корлеоне (Марлон Брандо) предстает как симпатичный и даже достойный восхищения персонаж; на протяжении всего фильма этот профессиональный преступник на протяжении всей жизни не делает ничего, что мы могли бы по-настоящему осудить.
История рассматривает мафию изнутри. В этом ее секрет, ее очарование, ее чары. С тех пор это сформировало общественное восприятие мафии. Реальный мир заменён авторитарным патриархатом, где власть и справедливость исходят от Крестного отца, а единственные злодеи - предатели. Есть одна заповедь, произнесенная Майклом (Аль Пачино): “Никогда не принимай чью-либо сторону против семьи”.
По ходу дня в затемнённом кабинете Крестного отца появляются еще две сцены, перемежающиеся сценами со свадьбой на улице. К концу свадебной церемонии большинство главных героев будут представлены, и мы будем знать важное об их личностях. Это виртуозный прием режиссуры - Коппола так искусно выводит на сцену свой многочисленный актерский состав, что мы сразу погружаемся в мир "Крестного отца".
Вито Корлеоне - нравственный центр фильма. Игра Брандо по праву известна, и ей часто подражают. Он с самого начала выглядит стариком, но по мере того, как печали Дона Корлеоне множатся, по мере того, как он приходит к пониманию устрашающей жестокости, вытекающей из его жизни, Брандо каким-то образом утяжеляет себя усталостью. У него грубый хриплый шепот. Исполнение сдержанное, нетривиальное, настолько глубоко прочувствованное, что зрители восхищаются им. Брандо стал иконой кинематографа благодаря Дону Корлеоне, роли, которая спровоцировала возвращение актера. С приглушённым голосом и грациозными манерами он станет прототипом для всех фильмов о мафии по сей день.
"Папа никогда не говорил о делах за столом, в присутствии детей”, - позже скажет Конни (Талия Шайр) имея в виду семейные дела. Вито одновременно и семьянин, и воспитанный человек. Для таких мужчин, как он, и то, и другое важно, но всегда по отдельности. “Это бизнес, а не личное” - мантра криминально-семейного мира, но личное тоже важно. “Мужчина, который не проводит время со своей семьей, никогда не сможет быть настоящим мужчиной”, - говорит Вито. Когда Майкл (Аль Пачино) в конце концов возглавляет семейный бизнес, Вито хочет знать, доволен ли он своей семьёй, Кей и их двумя детьми.
Ирония названия заключается в том, что в конечном итоге оно относится к сыну, а не к отцу. В начале фильма Майкл не является частью семейного бизнеса и планирует жениться на Кей Адамс (Дайан Китон). Его поворотный момент наступает, когда он спасает жизнь своему отцу, передвинув его больничную койку, и шепчет лежащему без сознания мужчине: “Теперь я с тобой”. Знаменитая “резня при крещении” - жесткое, виртуозное кинопроизводство: крещение обеспечивает ему неопровержимое алиби, и он становится крестным отцом в обоих смыслах одновременно.
Крестный отец" - большая редкость в кинематографе, поскольку здесь работает каждый элемент вне и на экране. Начиная со сценария и заканчивая операторской работой, этот фильм просто идеален. Способность Копполы привнести психологическую глубину и понимание была беспрецедентной в то время для “фильма о мафии” и сравнима только со второй частью "Крестного отца". Ни для кого не стало сюрпризом, что фильм получил 3 премии "Оскар", включая "Лучшую картину", "Лучшую мужскую роль" и "Лучший адаптированный сценарий".
Многое из лежащего в основе фильма содержания не разглашается, но все это есть, благодаря множеству деталей. Культурные и тамильские традиции, страстное чувство чести, никогда не подвергавшиеся сомнению противоречия, которые объединяются, образуя кодекс мафии, - все это присутствует, если не сформулировано четко. Коппола также добился большого успеха в воссоздании периода своего фильма. Одежда, автомобили, рекламные щиты, тысячи мелких предметов, которые вносят свой вклад в общее визуальное воздействие, не имеют заметных изъянов. Огромный состав персонажей был сокращен до приемлемых пропорций, при этом по-прежнему сохраняется ощущение эпического вихря в истории, которая, кажется, охватывает поколения.
Крестный отец" регулярно называют лучшим гангстерским фильмом всех времен. Он прославил режиссера Фрэнсиса Форда Коппола и актера Аль Пачино, а также оживил актерскую карьеру Марлона Брандо. Коппола рассказал криминальную историю, которая превзошла стереотипы итальянской мафии и превратила "Крестного отца" в мега-хит.
Это одна из самых успешных экранизаций книги в истории киноиндустрии. И те, кому книга понравилась, несомненно, встретят ее с таким же энтузиазмом..