Найти тему
Сергей Шмаргун

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ: ЧТО ЭТО, ВИДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ

Оглавление

И большие, и маленькие компании объединяет одно. Все их клиенты разные.
У них уникальные пути к покупке, предпочтения, уровни лояльности к бренду.
Если пытаться привлечь этих людей одинаковым посланием, результатов можно
не дождаться. В стратегию продвижения стоит включить поведенческую сегментацию.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ — ЭТО ПРОЦЕСС ГРУППИРОВКИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИХ ПОВЕДЕНИЯ, А НЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Подробно о ее видах, способах применения, выгодах для бизнеса расскажем в этой статье.

ЗАЧЕМ НУЖНА ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ

Вы готовите рекламную кампанию или маркетинговый контент. Как настраиваете целевую аудиторию? Наверняка задаете средний возраст клиентов, указываете пол, место жительства. Это демографическая сегментация. Простая и малоэффективная. Каковы шансы, что все женщины в возрасте от 18 до 25 лет из Москвы захотят купить ваш продукт?

Привычному подходу не хватает прицела. Есть вариант получше — поведенческая сегментация. Она учитывает не пол, возраст, а особенности конкретного пользователя. На какие сообщения он реагирует, где проводит время, какие продукты покупает. Зная, как ведет себя человек в сети, можно создать для него уникальное послание и с большей вероятностью мотивировать на покупку. Метод работает для существующих и потенциальных покупателей.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — тренд 2022 года. 80% пользователей с большей вероятностью купят у бренда, который предлагает персонализированный опыт. Сегментация аудитории по поведению — важный шаг на этом пути. С ее помощью вы оптимизируете послания, увеличите конверсию.

ВИДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СЕГМЕНТАЦИИ

Делить аудиторию на группы можно по следующим критериям

АКТУАЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ

К примеру, в стоматологии для одних важна скорость лечения, для других — цена, для третьих — опыт врача. Обращаться к этим пациентам нужно
по-разному. Определение мотивов аудитории, создание для каждой группы уникальных предложений — ключ к улучшению показателей бизнеса.

Например:
Рекламодатель разработал предложение для пользователей магазина ВКонтакте. Он знает, что ручное добавление товаров занимает время. Поэтому обратился к конкретной боли потенциальных клиентов.

-2

ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОДУКТА

Тех, кто долго не проявляет активность, нужно мотивировать. Тех, кто с вами постоянно, поощрять. Этот вид сегментации важен для положительного опыта. С его помощью вы защититесь от рассылки спам-предложений, не навредите образу бренда.

Например:
Классический прием для оживления постоянных покупателей — список ожидания, уведомления о поступлении нужного или похожего товара, снижении цены. Аудитория сегментируется по действиям на сайте или в приложении.

-3

ЛОЯЛЬНОСТЬ

Клиентам, которые любят бренд, достаточно напоминания. Тем, кто с ним только познакомился, потребуется больше поводов для совершения покупки. Ответьте на следующие вопросы:

  • Какой этап пути привел к лояльности?
  • Как поддерживать ее на прежнем уровне?
  • Какие потенциальные покупатели скорее станут лояльными?
  • Что объединяет ваших лучших покупателей?

Так вы поймете, чего не хватает пользователям для лояльности. И дадите им это.

Например:
Здесь рекламодатель использует информацию
о лояльности к другому бренду (apteka.ru) для продвижения своего (ivi). Поведенческая сегментация
и партнерский маркетинг отлично работают сообща.

-4

ЭТАП КЛИЕНТСКОГО ПУТИ

Положение в воронке продаж важно учитывать при создании контента, подготовке рекламы.

Однако точек контакта с брендом много, каждая из них влияет на решение. Вот почему сегментация этого вида вызывает больше всего сложностей. Точнее оценивать влияние каждого канала на конверсию поможет атрибуция.

Например:
Сервис предлагает скидку пользователям, которые раньше запускали продвижение. Акция ограничена по времени, что мотивирует на действия. Так компания возвращает человека в воронку продаж, сокращает расходы на привлечение новых заказов.

-5

ДОСТУПНОСТЬ ПРОДУКТА

Одним пользователям для покупки не приходится прилагать особых усилий. Например, они живут рядом с вашим магазином. Другие вынуждены ждать доставку или тратить на дорогу к вам больше времени. На подобные обстоятельства важно ориентироваться при составлении посланий.

Например:

Послание компании ориентировано на людей, далеких от программирования. Показывается тем, кто уже имел дело с WordPress, но так и не смог разобраться во всех тонкостях. Предложение делает цель потенциального клиента доступнее.

-6

УРОВЕНЬ ВОВЛЕЧЕННОСТИ

Как часто пользователь реагирует на ваши посты в соцсетях, открывает письма, участвует в акциях, пользуется инструментом? Стоит учитывать это при подготовке кампаний, чтобы показывать их только заинтересованной аудитории.

Например:

При составлении этого послания компания учитывала уровень вовлеченности в продукт. Предложение получили только те пользователи, которые уже сдавали отчет через сервис.

-7

ОПЫТ КЛИЕНТА

На каких каналах покупатель общается с брендом, насколько он удовлетворен взаимодействием? Важно вовремя вычислить недовольных пользователей, исправить ситуацию. Компенсировать промахи скидкой или специальным предложением.

Например:

Люди часто забывают оставлять отзывы. Обратную связь можно получить с помощью email-рассылки, уведомлений в приложении. Недовольным покупателям рассказать об улучшениях или решении их вопроса.

-8

СОБЫТИЯ

Что мотивирует клиента совершать действия: праздник, распродажа, погода или другие покупки? Посмотрите, какие продукты они покупали у вас ранее, с каким контентом взаимодействовали, в какие дни были наиболее активны. Создание акций под каждый такой сегмент поможет увеличить конверсию.

Например:

Регистрация — важное событие для бренда и пользователя. Удержать внимание помогают акции, специальные предложения, руководства.

-9

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СЕГМЕНТАЦИИ

Осилить ручную сегментацию смогут только B2B компании с несколькими десятками крупных клиентов. Всем остальным помогут специальные инструменты.

01. EMAIL-СЕРВИСЫ

Большинство email-операторов предлагают удобные функции для сегментации. A/B тестирование разделит получателей по уровню вовлеченности, актуальным выгодам. Автоматические рассылки, привязанные

к действиям на сайте, помогут связаться с пользователями на разных этапах их пути, по разным поводам. Дополнительно в электронные письма можно добавлять опросы, чтобы узнать аудиторию еще лучше.

-10

02. CRM

Система управления отношениями с клиентами — необходимый фундамент аналитики. Именно в этом сервисе собираются данные с разных каналов, здесь пишется история покупателя от первого контакта

до прекращения сотрудничества. CRM создают отчеты за разные промежутки времени. Из них можно брать данные для подготовки персонализированных посланий. А затем показывать нужным клиентам.

Их контакты у вас уже есть.

-11

03. РЕКЛАМНЫЕ КАБИНЕТЫ

Если хотите охватить новую аудиторию, настраивайте поведенческий таргетинг в рекламных кабинетах.

Лучше выбирать популярные у целевой аудитории соцсети. Также сюда можно загрузить списки лидов, чтобы привлечь теплых пользователей. Так вы будете ориентироваться на опыт клиента, этап пути, уровень вовлеченности.

-12

04. САЙТ

Ваш сайт собирает достаточно данных для сегментации аудитории. Откуда приходят посетители, на какой контент они обращают внимание, с каких страниц уходят. Вы можете показывать пользователям разные формы, а затем использовать полученные данные в кампаниях. Подключите Google Analytics и Яндекс.Метрику, чтобы не упустить важные события. Если у вас есть приложение, следить за поведением пользователей нужно и в нем.

-13

05. ОПРОСЫ

Посетителей офлайн-магазинов или сайта можно попросить заполнить короткую анкету. Для их идентификации взять контакты.

С помощью этого метода вы уточните частоту использования, лояльность, доступность. Узнаете больше об опыте.

-14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучайте предпочтения и привычки своих клиентов, нынешних и потенциальных. Собранные данные помогут повысить эффективность всех маркетинговых усилий. Ведь вы будете знать, что, когда и где показать конкретному пользователю. За поведенческой сегментацией будущее продвижения. Начните осваивать ее раньше конкурентов или обратитесь за помощью к специалистам.

Источник: https://shmargun.ru/blog/povedencheskaya-segmentaciya-chto-eto-vidy-instrumenty