Найти тему
Плёнки и винил

Великий рок-фильм, который таинственно пропал

«Насыщение-70» – фильм, который мы сегодня могли бы обсуждать как вершинное визуальное произведение рок-культуры 60-х, если бы он был завершён. Но даже история его создания интересна: в каком ещё проекте могли участвовать музыканты «Стоунз», «Мамас энд папас» и других культовых команд.

Фильм был детищем американского сценариста-режиссера по имени Тони Футц. В 1968 году благодаря своей дружбе с гитаристом Китом Ричардсом Футц написал для «Роллинг стоунз» сценарий фильма «Максагазм», который должен был показать группу как банду безработных наёмников, блуждающих по марокканской пустыне, в сюжете, который включал в себя НЛО и человеческие ритуальные жертвоприношения. Этот проект не был реализован.

Во время работы над «Максагазмом» в Лос-Анджелесе Футц жил в отеле вместе с известным музыкантом и любителем оккультной тематики Грэмом Парсонсом. Он узнал, что неподалёку в пустыне проходит конференция по НЛО. Собрав друзей, Футц отправился туда снимать документальные кадры, намереваясь использовать их в будущем фильме. Из этой поездки и проросли семена «Насыщения-70».

Снимая в партизанском стиле, без разрешений, команда смогла создать несколько интересных сцен, включая сюрреалистическую перестрелку между солдатом Вьетконга и американцем в проходах супермаркета (Фил Спектор, известный поклонник оружия, посетил съёмочную площадку, чтобы понаблюдать за процессом со стороны). В замысле стали появляться темы инопланетян, психоделиков, путешествий во времени и контркультуры 60-х.

-2

Грэм Парсонс заразился этой идеей и сыграл одного из четырёх инопланетных существ (называемых Космическими детишками) в костюмах и противогазах, защищающих от загрязнённой воздушной среды Земли. Двумя другими инопланетянами в таких костюмах были Мишель Филлипс из The Mamas & The Papas и друг роллингов музыкант Сташ Клоссовски де Рола.

Грэм планировал написать музыку к фильму вместе с Роджером Макгинном из The Byrds.

Парсонс смог убедить своих товарищей по группе Burrito Brothers надеть костюмы из фильма для фото на обложку их второго альбома Burrito Deluxe
Парсонс смог убедить своих товарищей по группе Burrito Brothers надеть костюмы из фильма для фото на обложку их второго альбома Burrito Deluxe

Но настоящей звездой фильма стал пятилетний Джулиан Джонс, сын Брайана Джонса из «Роллинг стоунз» (его мать впоследствии вышла замуж за певца Донована). Он вспоминал:

Помню, как встретил Тони, и он попросил меня сняться в фильме, а потом я сказал своей маме: «Меня позвали в фильм, мне можно?» Они были на съезде о летающих тарелках. Я просто бегал, и фильм был снят как бы с точки зрения ребёнка. Этим ребёнком был я.

По замыслу Футца, «Насыщение-70» было футуристическим переосмыслением «Волшебника страны Оз» о звёздном ребенке викторианской эпохи, который проваливается сквозь червоточину и оказывается в антиутопическом современном Лос-Анджелесе. Космическим детишкам, которые выполняют миссию по избавлению Земли от загрязнения, поручено помочь ему найти дорогу домой.

Грэм Парсонс, Мишель Филипс и Тони Футц
Грэм Парсонс, Мишель Филипс и Тони Футц

За спецэффекты в картине отвечал Даглас Трамбулл, только что работавший над «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика, а после привлечённый к созданию эффектов для фантастического триллера «Штамм Андромеда».

По всему видно, что из «Насыщения-70» мог бы выйти отличный психоделический научно-фантастический рок-мюзикл, настоящий памятник своей эпохе. Однако идея была заброшена, а все отснятые плёнки куда-то бесследно исчезли.