«Насыщение-70» – фильм, который мы сегодня могли бы обсуждать как вершинное визуальное произведение рок-культуры 60-х, если бы он был завершён. Но даже история его создания интересна: в каком ещё проекте могли участвовать музыканты «Стоунз», «Мамас энд папас» и других культовых команд.
Фильм был детищем американского сценариста-режиссера по имени Тони Футц. В 1968 году благодаря своей дружбе с гитаристом Китом Ричардсом Футц написал для «Роллинг стоунз» сценарий фильма «Максагазм», который должен был показать группу как банду безработных наёмников, блуждающих по марокканской пустыне, в сюжете, который включал в себя НЛО и человеческие ритуальные жертвоприношения. Этот проект не был реализован.
Во время работы над «Максагазмом» в Лос-Анджелесе Футц жил в отеле вместе с известным музыкантом и любителем оккультной тематики Грэмом Парсонсом. Он узнал, что неподалёку в пустыне проходит конференция по НЛО. Собрав друзей, Футц отправился туда снимать документальные кадры, намереваясь использовать их в будущем фильме. Из этой поездки и проросли семена «Насыщения-70».
Снимая в партизанском стиле, без разрешений, команда смогла создать несколько интересных сцен, включая сюрреалистическую перестрелку между солдатом Вьетконга и американцем в проходах супермаркета (Фил Спектор, известный поклонник оружия, посетил съёмочную площадку, чтобы понаблюдать за процессом со стороны). В замысле стали появляться темы инопланетян, психоделиков, путешествий во времени и контркультуры 60-х.
Грэм Парсонс заразился этой идеей и сыграл одного из четырёх инопланетных существ (называемых Космическими детишками) в костюмах и противогазах, защищающих от загрязнённой воздушной среды Земли. Двумя другими инопланетянами в таких костюмах были Мишель Филлипс из The Mamas & The Papas и друг роллингов музыкант Сташ Клоссовски де Рола.
Грэм планировал написать музыку к фильму вместе с Роджером Макгинном из The Byrds.
Но настоящей звездой фильма стал пятилетний Джулиан Джонс, сын Брайана Джонса из «Роллинг стоунз» (его мать впоследствии вышла замуж за певца Донована). Он вспоминал:
Помню, как встретил Тони, и он попросил меня сняться в фильме, а потом я сказал своей маме: «Меня позвали в фильм, мне можно?» Они были на съезде о летающих тарелках. Я просто бегал, и фильм был снят как бы с точки зрения ребёнка. Этим ребёнком был я.
По замыслу Футца, «Насыщение-70» было футуристическим переосмыслением «Волшебника страны Оз» о звёздном ребенке викторианской эпохи, который проваливается сквозь червоточину и оказывается в антиутопическом современном Лос-Анджелесе. Космическим детишкам, которые выполняют миссию по избавлению Земли от загрязнения, поручено помочь ему найти дорогу домой.
За спецэффекты в картине отвечал Даглас Трамбулл, только что работавший над «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика, а после привлечённый к созданию эффектов для фантастического триллера «Штамм Андромеда».
По всему видно, что из «Насыщения-70» мог бы выйти отличный психоделический научно-фантастический рок-мюзикл, настоящий памятник своей эпохе. Однако идея была заброшена, а все отснятые плёнки куда-то бесследно исчезли.