В психологии есть направление – транзактный анализ, он рассматривает личность, как комбинацию трех эго-состояний: Взрослый, Родитель, Ребенок. Родитель и Ребенок есть в каждом из нас, так как все были детьми и у всех были родители (опекуны). А вот Взрослого внутри себя еще предстоит взрастить. Не все люди к этому стремятся, ведь этот процесс очень ответственный, гораздо проще оставаться вечным ребенком, и/или жить по указке и сценариям родителей.
Все три эго-состояния для гармоничной зрелой личности важны и нужны, вопрос только в стороне их проявления. И вот тут мы подходим к «внутреннему критику».
Внутренний критик – это «кривое» проявление внутреннего Родителя.
Внутренний родитель бывает – заботливый и критикующий. Заботливый – это здоровая сторона проявления, критикующий - деструктивная.
Пример. Ребенок написал итоговою контрольную по математике на 4. Заботливый родитель: «Ты большая умница, я знаю, ты очень старалась! Как ты себя чувствуешь, волновалась?». Критикующий родитель: «Могло быть и 5, конечно. Нашла чем гордиться, у нас в семье все отличниками были и в кого ты такая… Соседям стыдно в глаза смотреть…. А у остальных что?»
Со временем этот вполне реальный «критикующий родитель» превращается во «внутреннего критика», и человек уже сам, без посторонней помощи, себя обесценивает, принижает, не дает присвоить себе свои же успехи и т.д.
Можно ли от него полностью избавиться? Нет. Потому что за внутренним родителем стоит не только критика за оценки в школе, в этом эго-состоянии все традиции и обычаи, правила и законы, социальные нормы и мораль, вся сила и мощь рода. Всё это позволяет ребенку выжить в мире, правил которого он не знает.
Но, взрослый тем и отличается от ребенка, что он может ВЫБИРАТЬ. А какие мне правила помогают, а какие мешают; что из заветов, традиций, сценариев я возьму в свою жизнь, а что уже давно устарело, или является деструктивным и лишним, в выбранной мною реальности.
Что можно сделать с внутренним критиком (критикующим родителем)
- Отследить моменты, когда звучит его голос и попробовать перевести критику в заботу. «Я тебя слышу, я знаю, что мне уборку надо делать, но я хочу полежать 20 минут и восстановить силы, моё здоровье очень важно для меня».
- В те моменты, когда он реально мешает развитию, мысленно убавить его звук или даже попросить за дверью временно постоять.
- Договориться с ним. «Так, сейчас я лежу 20 минут – отдыхаю, и ты меня не трогаешь, потом я пойду делать дела»
- Перестать критиковать других. Высший пилотаж – перевести критику в похвалу.
- Учиться делать комплименты и принимать их.
- Учиться присваивать себе свои достижения, даже самые небольшие. Для этого первое время можно вести дневник успеха и записывать туда всё, что для ВАС является победой.
У каждого человека в голове звучит родительский голос, и только вам решать, будет ли он заботится о вас или обесценивать. И это про взрослость и ответственность.