Новая этика против сурового мира харедим.
Сериал «Штисель» о нравах жителей ультраортодксального района Иерусалима стартовал в 2013 году. Проект был отмечен сразу 11 наградами израильской национальной премией «Офир», а впоследствии права на «Штиселя» приобрела компания Netflix.
На данный момент сериал насчитывает 3 сезона, которые выходили в течение восьми лет.
«Штисель» создал крупнейший мировой тренд на израильские сериалы и стал предшественником таких успешных «еврейских» проектов, как «Фауда», «Тегеран» и «Неортодоксальная».
Обозреватель «Еврейской жизни» Натаниэль Трубкин расскажет, как эта талантливо рассказанная история об отношениях внутри ультраортодоксальной семьи может смутить приверженцов «новой этики».
«Штисель» (Shtisel, 3 сезона, Израиль, 2013 — 2021)
Жанр: семейная драма
Режиссер: Алон Зигман
Актеры: Дов Гликман, Михаэль Алони, Нета Раскин, Шира Хаас, Сарель Питерман
Награды: 11 наград премии «Офир», включая номинации «Лучшая драма» и «Лучший оригинальный сценарий»
Внимание, спойлеры!
Отказ от свободы выбора
Сериал «Штисель» погружает нас в мир ортодоксальной еврейской семьи Штисель, во главе которой стоит раввин Шулем. Его сыновья — люди творческие: Акива хочет стать художником, Цви Арье — певцом. Но отец считает эти профессии недостойными иудея. Он настаивает, чтобы Акива сперва женился, и убеждает его oбpучитьcя c кeм угoднo и кaк мoжнo cкopee.
Сексизм
Жена Цви Арье сталкивается с жёстким запретом мужа на вождение автомобилем. Действительно, радикальные раввины в Израиле требуют ограничить права женщин на управление автосредством. «Во время вождения автомобиля женщина находится на улицах и базарах, где подвержена влиянию, толкающему ее к блуду», — считает скандально известный рав Амнон Ицхак. Он объясняет свою позицию тем, что современный автомобиль — это замена повозки, и находит подтверждение на этот запрет в древних текстах.
Абьюз
Одной из героинь «Штиселя», страстно желающей завести ребенка с любимым мужем, врачи строго запрещают беременность. Её муж, однако, крайне негативно настроен к перспективе суррогатного материнства из-за религиозных взглядов и своим поведением вынуждает жену избавиться от средств контрацепции и рискнуть собственным здоровьем. Напомним, что религиозные евреи очень трепетно относятся к потомству, считая рождение детей основной целью брака и сексуальных отношений между супругами.
Лицемерие и скрытность
Когда муж Гити, дочери раввина, уходит из их многодетной семьи и улетает в Аргентину с другой, к тому же нееврейской, женщиной Гити приходится делать вид, что всё в порядке, и допускать возможность возвращения мужа в семью. Гити, как и другие персонажи «Штиселя», связана харедимными нормами поведения и любое отклонение от них вызывает осуждение всей общины. А создание видимости благополучия в семье призвано скрыть от окружающих реальные человеческие трагедии и боль.
Несмотря на множество спорных моментов в сериале, мы желаем вам хорошего просмотра. Создатели сериала не ставили перед собой задачу оправдать или обвинить харедим в нарушении свободы женщин и индивидуального самовыражения. Мы думаем, что, на самом деле, «Штисель» — это сериал о крепких семейных узах, истинной любви, мечте и стремлении найти свой истинный путь, нравах и временах, постоянстве и переменах.
«Времена меняются, — говорит Акива Штисель. — Еврей остается прежним, как и солнце».