В сборнике выдуманных писем византийского автора сразу бросается в глаза, что женщина воспринимается им, в первую очередь, с точки зрения внешности. Уже в первом письме автор подробнейшим образом описывает внешность своей возлюбленной. Её фигуру, походку, однако ни слова не сказано про её характер.
Впрочем, это не мешает автору отмечать в женщинах те качества, которые свидетельствуют об их смелости, готовности первой завязать разговор с мужчиной и даже предложить ему принять участие в любовном приключении. Женщина в рассматриваемом произведении это не затворница, она свободно ходит по улицам города, обращает внимание на окружающих мужчин и готова вступить с ними в диалог.
Стоит при этом отметить, что автор упоминают в своих письмах о существовании порядочных женщин, однако вовсе не они привлекают его внимание. Значительная часть писем, так или иначе, касается гетер, то есть женщин продающих свою любовь за деньги, но при этом отличных от обычных проституток тем, что они могли поддержать беседу, обладали определённым уровнем образования.
Очевидно, что существовали даже внешние детали, которые позволяли знающему человеку отличить гетеру от обычной женщины. Это могла быть, например, одежда. Один из героев говорит, что, судя по пурпурной накидке, встретившаяся им женщина относится к числу порядочных, и нет смысла пытаться завязать с ней знакомство на улице.
Впрочем, одежда могла быть и маскировкой. Большее внимание стоило обратить на поведение, привычки. Другой участник истории возражает своему товарищу и говорит:
«в такой час порядочные женщины не ходят по людным улицам, так разодевшись и любезно глядя на встречных».
Обратил внимание опытный спутник своего друга на то, что от женщины пахнет духами, и она украсила себя множеством браслетов. Интуиция не подвела героя письма, девушка, действительно, оказалась гетерой. Таким образом, мы можем сделать вывод, что большинство византийских женщин, очевидно, как раз не прогуливались свободно по городу, по крайней мере, в вечерние часы, не злоупотребляли парфюмерией и украшениями. Все эти детали указывали именно на распутниц.
Однако автор вовсе не осуждает гетер. Во многих письмах они описываются как женщины не только красивые, но и обладающие добрым сердцем, нежные. Большинство гетер представляются как женщины не чуждые искусства. Они выступают в театре, занимаются танцами. Роль гетеры рассматривается скорее не как свободный выбор, а как нечто предрешённое, судьба. Очевидно, что для многих гетер при выборе любовника имели значение не только деньги, но и симпатия к человеку. Один из героев писем говорит, что его возлюбленная довольна любым подарком и ничего от него не требует.
От лица одной из гетер автор говорит о том, что они вынуждены притворяться влюблёнными, чтобы заполучить подарки, но это не мешает им отдавать сердце только одному мужчине.
В другом рассказе описывается девушка, которая пренебрегает подарками и отказывает даже красивым поклонникам, потому, что любит ничем особо не примечательного юношу.
Впрочем, далеко не все гетеры были таковы. Многие из них описываются как женщины довольно циничные, которые готовы использовать чувства мужчин исключительно ради обогащения. Вот какие речи автор вкладывает в уста одной из гетер:
«Я усвоила всё, что нужно для жизни гетеры, многое себе уяснила, стала острее отточенной бритвы и только деньгами измеряю любовь юношей. Лучших доказательств страстной любви, чем золото, я не знаю».
В письмах можно найти жалобу одного из героев, который говорит, что его «разорила ненасытная гетера».
Один из героев писем делится с другом своими переживаниями, в которых гетера Дафнида предстаёт женщиной, которой нравится мучить мужчин, наслаждаться своей властью над ними.
Впрочем, иногда и гетеры могли переходить в категорию порядочных женщин. Автор описывает историю, в которой гетера родила ребёнка от красавца и богача Харикла. Юноша решил избавить мать своего ребёнка от судьбы гетеры и заключил с ней законный брак. В письме говорится, что теперь бывшая гетера одевается как добропорядочная женщина, на голове носит покрывало, походка у неё скромная, идёт она, опустив голову. На основании этого описания, мы можем предположить, что именно такой стандарт поведения предписывался большинству женщин. Что же касается гетер, то хотя многие письма говорят о них с восхищением, но их ремесло всё же называется «позорным».
Впрочем, на основании нескольких писем можно сделать вывод, что и замужние женщины не отказывали себе в удовольствии принять участие в развлечении в мужской компании, обманывая мужей.
В одном из писем, женщина, даже проходя по городу рядом с мужем, не упустила случая прикоснуться к встретившемуся им на пути любовнику, сделав вид, что упала. Многие жёны проявляли жадность ничем не лучше гетер. В письмах можно найти жалобы мужа, который описывает, что взятая им замуж бедная девушка буквально разоряет его своими непомерными тратами.
Впрочем, в письмах можно найти и истории о взаимной любви и счастливых браках.
Женщины описываются в рассматриваемом произведении как свободные личности, которые могут самостоятельно выбирать себе возлюбленного или возлюбленных. Одна из героинь писем Мейракофила постоянно ищет себе новых любовников, при этом отдавая предпочтение исключительно красивым юношам, не желая вступать в отношения с пожилыми, даже за предлагаемые сокровища.
При этом женщины готовы выходить за рамки социальных условностей. В одном из писем можно увидеть признание женщины в том, что она влюбилась в раба своей соседки.
На основании писем можно предположить, что в византийском обществе считалась нормой женская невинность до вступления в брак. Однако на практике это соблюдалось далеко не всегда, и многие девушки уступали перед чувствами к своим возлюбленным. Одна из героинь писем делится подобной историей со своей кормилицей. Та считает произошедшее несчастьем, но, очевидно, исключительно потому, что это может вызвать проблемы с дальнейшим замужеством. Однако у византийских женщин был накоплен немалый опыт в разного рода ухищрениях, которые должны были обмануть будущих мужей. По крайней мере, кормилица утешает свою воспитанницу:
«Успокойся, дитя, будет нужно, и я тебя научу, как лишившись до брака невинности, показаться супругу девушкой».
Во многих письмах девушки делятся своими любовными переживаниями и говорят о том, что не могут больше справляться с чувствами. Они не видят в этом ничего дурного, заявляя:
«Я чувствую зов природы, который, кажется, не признаёт никаких законов».
По мнению автора писем, женщины всегда стремятся к одобрению со стороны общества, особенно мужчин. Им нужно признание их красоты. Только тогда, когда в них влюбляются, женщины могут чувствовать себя уверенно.
Женщины описываются как всегда готовые к соперничеству, способные пойти на всё, лишь бы заполучить понравившегося им юношу. Героиня одного из рассказов жалуется, что соперницей в любви ей стала собственная сестра.
Для женщин важно внимание мужа, постоянное проявление к ним любви. В одном из писем женщина жалуется своей подруге на то, что занятый работой муж не уделяет ей должного внимания. Она считает это достаточным основанием для того чтобы заявить о необходимости искать утешения на стороне.
Автор от лица своих героев сам советует женщинам быть более отзывчивыми на просьбы о любви. Объясняет он это тем, что женская красота недолговечна, и упущенное время невозможно вернуть. Для автора радость жизни женщины связана исключительно с молодостью и телесной красотой.
"Опять-таки, когда уходит молодость женщины, и исчезает красота, какие остаются радости?»
Впрочем, можно предположить, что и женщины зрелого возраста могли сохранять красоту и привлекательность. По крайней мере, в одном из писем герой жалуется другу, что влюбился в собственную тёщу.
Таким образом, можно сказать, что на страницах «Любовных писем» перед нами предстаёт образ смелой женщины, которая готова сама выбирать себе любимого, мало обращая внимание на общественные условности, всем жертвуя ради любви. Одновременно с этим многие гетеры, наоборот, холодны и пользуются своей красотой лишь как средством для получения прибыли.
Впрочем, не стоит забывать, что в произведении описывается лишь часть женщин. Большинство из них, которые упоминаются в произведении как «порядочные», очевидно составляли большую часть общества, но просто не привлекали внимания автора.