При этом средние тарифы на автоперевозки в 2024-2025 годах вырастут на 97-119% до 95-105 рублей за км
Рынок автомобильных грузоперевозок по итогам 2023 года в России достигнет 2 трлн 413 млн рублей. Это на 11% больше, чем по итогам 2022 года. Об этом на форуме Kazan Digital Week сообщил директор центра цифровой трансформации ПАО «КАМАЗ» Эльдар Шавалиев со ссылкой на прогнозы Strategy Partners.
История вопроса:
Львиную долю в этот объем внесут магистральные перевозки большегрузами, на которые в отчетном периоде придется 1 млрд 451 млн рублей. С 2021 года этот сегмент в стоимостном выражении вырастет на 15% или 170 млрд рублей.
Доля легкого среднетоннажного транспорта в стоимостном объеме рынка составит 18% или 431 млрд рублей, среднетоннажного транспорта – 13% или 319 млрд рублей, малотоннажного транспорта – 9% или 212 млрд рублей.
– На самих перевозках операторы грузового транспорта практически не зарабатывают. Некоторое время назад это была нулевая рентабельность, в 2022 году – рентабельность стала отрицательной. Это значит, что каждый километр, который проезжали компании, был убыточным. Но естественно никто не работает себе в минус, поэтому основная доходность у нас сформировывалась, как правило, на инфляционных ожиданиях по росту техники. Проще говоря, мы покупали грузовик за 7 млн рублей, ездили на нем, зарабатывая минимальный операционный доход, и продавали машину за 6,5 млн рублей через 5 лет. Таким образом формировался основной денежный поток.
Такая модель была возможна до февраля 2022 года, так как было возможно более-менее точно прогнозировать стоимость грузовой техники. В прошлом году появились новые марки, по которым у перевозчиков нет понимания – выйдут ли они в плюс после их продажи или нет, – пояснил эксперт. – Сейчас же вопрос выхода на операционную рентабельность стал самым важным. Транспортные компании стремятся зарабатывать «здесь и сейчас», а не сидеть в инвестиционной модели с ожиданием доходности на выходе.
При этом средние тарифы на автоперевозки в 2024-2025 годах вырастут на 97-119% до 95-105 рублей за км, добавил эксперт. Это будет необходимо для того, чтобы компенсировать рост расходов и текущие операционные убытки.
Напомним, ранее FM Logistics прогнозировал, что до конца 2023 года ставки на автомобильные грузоперевозки по России вырастут на 20-25%. LR