Найти в Дзене
История живописи

Экспедиция Колумба к берегам Америки на картинах Айвазовского

"Колумб в молодости спасается на мачте вследствие пожара на купеческом судне, сожженном венецианскими галерами, у берегов Португалии", И.К. Айвазовский, 1880. Национальная галерея Армении, Ереван.
"Колумб в молодости спасается на мачте вследствие пожара на купеческом судне, сожженном венецианскими галерами, у берегов Португалии", И.К. Айвазовский, 1880. Национальная галерея Армении, Ереван.

Известно, что во время своего путешествия в Италию, которое началось в 1878 году, Иван Константинович Айвазовский помимо прочего посещал приморские города, которые некогда были целыми государствами (торговыми республиками, как их часто называют сейчас) - Геную и Венецию. И именно там художник собирает исторически точные рисунки и чертежи испанских каравелл XIV-XV веков, а также рассматривает портреты Христофора Колумба, рожденного, кстати говоря, именно в Генуе и другие материалы о его путешествиях.

"Прибытие флотилии Колумба", И.К. Айвазовский, 1880. Частное собрание.
"Прибытие флотилии Колумба", И.К. Айвазовский, 1880. Частное собрание.

Это было не первое посещение Айвазовским Италии, таких поездок вообще было немало в его биографии. Но в этот раз он собирал данные для задуманной им серии полотен на тему путешествия Колумба и открытия им Америки. Когда в следующем году он вернется в родную Феодосию, он приступит к реализации своих затей и напишет в Академию художеств в апреле 1879 года:

В настоящее время приготовляюсь начать картину, изображающую Христофора Колумба во время открытия Америки, довольно значительной величины. Надеюсь, что к будущей зиме картина будет окончена.
"Высадка Христофора Колумба с экипажем на трех лодках в пятницу, 12 октября 1492 года, на рассвете, на американском острове, названном им Сан-Сальвадор в тот же день", И.К. Айвазовский, 1892. Частное собрание.
"Высадка Христофора Колумба с экипажем на трех лодках в пятницу, 12 октября 1492 года, на рассвете, на американском острове, названном им Сан-Сальвадор в тот же день", И.К. Айвазовский, 1892. Частное собрание.

Конечно, по такой краткой информации сложно понять о какой именно картине шла речь. Но проливает свет на это другое письмо художника (уже от марта 1880 года), на сей раз министру народного просвещения Д.А. Толстому:

В течение лета и зимы я был занят двумя картинами больших размеров на тему открытия Америки. Одна из них изображает момент, когда Христофор Колумб со своей свитой спускается на берег Сан-Сальвадора; другая — корабль Колумба во время бури. Хотя эти картины и закончены, но будут показаны в Петербурге, в следующем году.

Отмечу, что в то время как раз строился дополнительный корпус (под выставочный зал) к феодосийскому особняку Айвазовского, весь этот комплекс в будущем станет Феодосийской картинной галереей, существующей и поныне.

"Прощание Колумба в порте Палосе (в Испании) перед отправлением своим в путь", И.К, Айвазовский, 1892. Частное собрание.
"Прощание Колумба в порте Палосе (в Испании) перед отправлением своим в путь", И.К, Айвазовский, 1892. Частное собрание.

Но на этом история обращения художника к данному сюжету не заканчивается. В сентябре 1892 года Айвазовский сам отправляется посмотреть на открытую Колумбом землю, то есть в США. Изначально он хотел посетить Ниагарские водопады, а затем поселиться в Вашингтоне на целых четыре месяца, чтобы создать коллекцию полотен, в том числе и на тему открытия Америки Колумбом, ведь в том году было 400-летие этого знаменательного (для Европы, а не для коренного населения Америки) события.

"Прибытие флотилии Колумба к берегам Америки", И.К, Айвазовский, 1892. Частное собрание.
"Прибытие флотилии Колумба к берегам Америки", И.К, Айвазовский, 1892. Частное собрание.

Затем он планировал выставить эти полотна на Всемирной Колумбовой выставке, которая начиналась в мае 1893-го года в Чикаго. Но планы поменялись, причину можно найти в одном из его писем: "Жена ужасно тоскует, да и я тоже; пока был очень занят — не замечал, но теперь рад вернуться в Россию".

В итоге художник посетит только Вашингтон и Нью-Йорк, а картины на чикагскую выставку поедут уже без их автора. Картины будут иметь успех у публики, в отчете о работе русского отдела на Всемирной выставке отметят, что "из художников, наиболее продавших своих произведений, первое место занимает И.К. Айвазовский".

"Художественный отдел. Большая зала", фотография из издания "Всемирная выставка. Русский отдел (1893 год. Чикаго)"
"Художественный отдел. Большая зала", фотография из издания "Всемирная выставка. Русский отдел (1893 год. Чикаго)"

Сам же художник отправится по морю в Париж, чтобы оттуда уже продолжить путь в Петербург. В пути их застанет сильный шторм, о котором супруга художника Анна Бурназян-Саркисова, вспоминала, что во время бури на палубе оставались только они вдвоем с мужем. Думаю, вполне объяснимо то, что художник-маринист, столько раз изображавший шторма на своих полотнах, сам этой бурной стихии не боялся. Возможно, именно эта сцена ляжет в основу картины художника несколько лет спустя:

"Океан", И.К. Айвазовский, 1896. Архангельский областной музей изобразительных искусств.
"Океан", И.К. Айвазовский, 1896. Архангельский областной музей изобразительных искусств.

Надеюсь, что вам сегодня было интересно и из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.