Никогда такого не было, и вот опять. В августе президент предложил пересадить всех российских чиновников на отечественные машины, а в сентябре Дума горячо поддержала такое решение. Теперь-то российские должностные лица точно пересядут в автомобили российского же производства! Или не точно.
Выясняем, в какие именно. Но сначала – про две предыдущие «пересадки».
№1. Первоапрельский розыгрыш и полное фиаско
1 апреля 1997 года вступило в силу распоряжение президента Ельцина «О прекращении использования средств федерального бюджета на приобретение и аренду легковых автомобилей иностранного производства для обеспечения автотранспортом федеральных органов власти».
Правительству Черномырдина предписывалось до 15-го апреля 1997 г. разработать и утвердить порядок продажи всех имеющихся на госслужбе автомобилей иностранного производства и покупки взамен них отечественных машин. А также – «принять меры по улучшению качества производящихся в РФ автомобилей в сотрудничестве с иностранными компаниями».
Но, видимо, неспроста распоряжение вышло именно 1 апреля – в День шуток и розыгрышей.
Потому что сам Борис Николаевич даже не подумал пересаживаться со своего Mercedes-Benz S W140 на что-либо отечественное. Виктор Степанович и члены его правительства – тоже.
Тем не менее, около 50-ти представителей высокого начальства (некоторые губернаторы, мэры, депутаты) демонстративно продали свои служебные «Мерседесы», «Ауди» да «Вольво» с образцово-показательных аукционов, и под объективами камер торжественно пересели на российские «Волги».
Воодушевлённый Горьковский автозавод, понимая, что его машины безнадёжно устарели, в кратчайшие сроки разработал и в 1998 году начал мелкосерийно выпускать новую, очень комфортную и очень дорогую «Волгу ГАЗ-3111».
Если бы «пересадка на отечественное» действительно произошла, то у этой модели была бы более счастливая судьба.
А так - … до официального прекращения мелкосерийного производства в 2002 году лучших «Волг» в истории ГАЗа сделали всего 415 штук. Сейчас это коллекционный раритет, стоящий гораздо дороже тех же «Мерседесов».
Эксцентричный мэр столицы Юрий Михайлович Лужков, проявляя московский патриотизм, пересел не на «Волгу», а на «Москвич-2142R5 «Князь Владимир». И объявил о закупке крупной партии таких машин в госучреждения Москвы и области.
Нахваливая столичную продукцию, Лужков обратил внимание репортёров, что «Князь Владимир», созданный в партнёрстве с компанией «Рено», - безусловно современнее и комфортнее архаичной «Волги».
Не дремал в Самарской области и «АвтоВАЗ», тоже надеясь поиметь выгодные госзаказы. В Тольятти запустили производство удлинённых версии «десятки» - ВАЗ-21108 «Премьер» и ВАЗ-21109 «Консул», с тщательно проработанными салонами - для максимального повышения комфорта, и со всеми возможными на тот момент опциями. «Консул» - тот так вообще был полноценным лимузином с выдвижной прозрачной перегородкой, отделявшей салон от водителя.
Но старались отечественные автозаводы зря: никто их выгодными госзаказами не завалил.
Потому что распоряжение президента никто выполнял. Напрямую - выполнять не отказывались («Да я пересяду хоть на оленей», - отшучивался от репортёров Пал Палыч Бородин). А в реальности – тянули волынку и спускали на тормозах, продолжая ездить себе на иномарках.
«Чиновники пересядут на российские автомобили, только если им покажет пример президент страны»,- сделал вывод депутат-оппозиционер Григорий Явлинский. Он, кстати, распоряжение выполнил, и пересел на «Волгу».
Но показывать пример никто не собирался. Наоборот, за годы правления Ельцина его ГОН - Гараж особого назначения - разросся до нескольких сотен единиц транспорта, причём его заполонили немецкие Mercedesы.
Явлинский был не единственным, кто пытался донести до власти мысль о том, что чиновники не прекратят саботировать это распоряжение, пока Ельцин и другие высокопоставленные лица (Черномырдин, Чубайс и прочие) - продолжают ездить на Mercedesах.
Но через 2 года, в 1999-м, нашумевшее и многообещающее для отечественных автозаводов первоапрельское распоряжение Ельцина было отменено. Бюджетные средства продолжали вливаться в автопром ФРГ.
«Про «Чайку» ты забыл!»- подскажут мне некоторые читатели. Нет, не забыл. Главный отечественный автомобиль представительского класса к тому времени был уже ликвидирован Горбачёвым, и с 1989 года не выпускался. Тогда, собственно, и началась закупка иномарок для начальства и госучреждений.
№2. Собрано на территории РФ? Значит, отечественный автопром
Путин, в бытность премьер-министром, снова провозгласил «пересадку» чиновников в отечественные автомобили в 2012 году. Эта история оказалась более успешной. Потому, что «отечественными» стали считаться все иномарки российской сборки. А за 2000-е годы свои сборочные производства на территории России открыли почти все гиганты мирового автопрома.
Дело хоть и сдвинулось с мёртвой точки в этот раз, но, поскольку сам автор указа, как и его предшественник, продолжал использовать собранные в ФРГ Mercedes и Maybach, то и чиновники рангом ниже - отечественные автомобили НЕ выбирали.
По-настоящему поворотный момент произошёл в 2018 году, когда в Татарстане стартовало мелкосерийное производство отечественных автомобилей представительского класса семейства «Аурус». В том же году ВВП и стал ездить на «Аурус Сенат».
№4. Наши дни: «Аурус», «Лада Веста Аура», «Москвич 6»
Роскошные «Аурусы» седаны «Сенат» и «Сенат Лимузин»; кроссовер «Комендант»; минивэн «Арсенал» - по уровню комфорта они могут сравниться хоть с «Мерседесами» / «Майбахами», хоть с «Бентли» и «Роллс-Ройсами».
Но вот цена, которая сегодня плавает между 45 и 50 миллионами рублей, указывает на то, что ездить на такой машине могут позволить себе только госслужащие высшего уровня. Впрочем, после запуска крупносерийного производства «Аурусы» станут вдвое дешевле.
А пока - для чиновников рангом пониже подсуетился «АвтоВАЗ», запустив в производство удлинённую до 4,7 м «Ладу Весту» с люксовым кожаным салоном. Название выбрали созвучное флагману («Аурусу») – «Лада Веста Аура». Цена её, по сравнению с флагманскими представительскими автомобилями, просто пустяковая – от 2,5 до 3 миллионов рублей.
После тест-драйва «Лады Весты Аура» известный своей чудаковатостью губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв в своём ТГ-канале назвал её «комфортным и симпатичным автомобилем для руководителей среднего звена».
Он отметил, что места для ног в салоне предостаточно, а вот высота маловата. (Но у Дегтярёва рост под два метра). По словам Дегтярёва, «в перспективе «Весты Ауры» могут заказать для автопарка региона, когда его актуальный состав исчерпает свой ресурс».
Самарский же губернатор Дмитрий Азаров, популяризируя изделие своего региона, демонстративно ездит на «Ладе Весте», и призывает коллег не стесняться – следовать его примеру. В общем, поступает, как в своё время Юрий Лужков с «Москвичом Князь Владимир».
Кстати, о «Москвиче».
Возрожденный бренд отечественного автопрома продолжает пополнять линейку свежими моделями прямиком из КНР.
К «Пересадке-3» подоспел премиум-седан «Москвич 6» (он же JAC Sehol A5), с комфортабельным кожаным салоном и всеми возможными опциями.
Цена – порядка 3,5 миллиона рублей. В Москве грозятся вот-вот начать его серийное производство, а мэр Собянин – пересадить столичных чиновников именно на него.
Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать мой канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)
Читайте также: