Согласно статистике большинство школьников не любят уроки истории. Они считают, что им совершенно не нужно знать, что творилось в мире во времена Золотой Орды, да и то, как развивались события в эпоху Ивана Грозного или Петра I, их вовсе не касается. Вырастая, такие ребята не помнят практически ничего из программы и не имеют ни малейшего желания пополнить копилку своих знаний. Они просто выкидывают из головы сухие факты и даты, которые на протяжении нескольких лет вбивали им в подсознание учителя.
И это страшно! Не зная истории мира, страны, города и своего рода, невозможно учиться на ошибках прошлого. То есть человек обречен совершать собственные, наступая на те же грабли, что поколения до него. Если речь о простом человеке, это его личные трудности. А если он занимает какую-то видную должность? Тогда проблемы возникнут у каждого, кто оказывается в его подчинении и каким-то образом от него зависит. Получается, знание истории на всех уровнях — абсолютная необходимость буквально для всякого, кто хочет идти вперед в будущее, а не топтаться на месте, бесконечное число раз повторяя прошлое.
Но как же быть со скукой на уроках, которая и становится причиной неприятия предмета? Никак. Изменить программу обычный родитель не может. Зато он может заинтересовать своего ребенка и себя самого другим способом. На помощь приходит чтение художественной литературы, написанной не по мотивам истории, как романы Дюма (хотя и они хороши для начала), а более точной, достоверной и антуражной. Нужно, чтобы книга охватывала разные стороны бытия и действительно доносила информацию о том, каким был мир когда-то. Причем важны и масштабные произведения о великих личностях и больших событиях, и менее глобальные, где повествование ведется от лица рядового человека, такого же, как сам читатель. Именно такую историю предлагает подросткам и их родителям Сергей Слободчиков. Его роман называется «Чертополох в краю озер, берез и сосен».
Эта история началась задолго до того, как автор сел ее писать. Сперва Сергей увлекся изучением истории своего края и своей семьи. Ему открылось много интересного, чем он захотел поделиться с молодым поколением. Не нудно и сухо, как в школе, а так, чтобы было действительно интересно. Чтобы эмоции захватывали. Чтобы текст был настолько убедительным, что создавалось бы ощущение полного переноса во времени и личного знакомства с героями. И вот, решившись на эксперимент, писатель взялся за дело.
Он преуспел. Книга без приукрашения открывает портал во времени и отправляет в семнадцатый век. Она позволяет совершить путешествие по России от Урала до Москвы, а затем отправиться дальше — в Европу. И везде читателя ждет множество сюрпризов: это и красота не тронутой цивилизацией природы, и быт людей, и их ментальность. Но учитывая приоритеты целевой аудитории, прежде всего стоит отметить приключения, которые переживает крестьянский сын Данилка и его друг — шотландский наемник Эндрю МакГрегор, выбравший Россию своей новой родиной. Это поистине захватывающе и впечатляюще. Плюс дружба, которая связывает персонажей, завораживает. Она пробуждает лучшие чувства, делает капельку терпимее к другим.
Фоном для повествования служат реальные события, о которых читатели наверняка слышали на уроках, но успешно забыли. Больше не забудут, потому что полностью погрузятся в ситуацию, проживут ее. Именно в этом и заключается ценность художественной литературы — в возможности перевоплощения. И вот уже воспоминания героев становятся собственными, выкинуть их из головы не так-то просто.
Роман «Чертополох в краю озер, берез и сосен» — одна из тех книг, которые нужны для общего развития. Он способствует возникновению любви к Родине и страсти к истории. Читатели вслед за автором и рассказчиком начинают жаждать поиска и открытий. В итоге они обращаются к корням и перестают быть тем древом, что лишено связи с землей, а потому способно рухнуть от малейшего дуновения ветерка.