Найти тему
Textile Pro

Горнолыжная куртка из хлопка, или что нужно знать брендам о подборе тканей? Подкаст с Анной Бикчуровой

Оглавление

Грамотный подбор тканей и других материалов не всегда оказывается под силу даже крупным российским брендам. Чтобы этого избежать, нужно лишь немного изменить подход к работе. Обо всех этих тонкостях рассказала ведущий эксперт по материалам и созданию одежды, преподаватель Fashion Factory School и Британской высшей школы дизайна Анна Бикчурова. Публикуем подкаст в формате интервью.

Анна Бикчурова
Анна Бикчурова

Как правильно подбирать ткани и материалы?

Какие ошибки чаще всего совершают бренды при подборе и закупке товара для своих коллекций?

— По-хорошему у бренда в штате должен быть сорсер, но такой специальности не учат. И этим приходится заниматься закупщику, который в итоге на собственном опыте вынужден разбираться во всех тонкостях.

Начинающий закупщик не обладает знаниями по внешнеэкономической деятельности и материаловедению по тканям. Обычно или первое, или второе звено выпадает, так что этот пробел приходится заполнять уже в процессе.

Проблема возникает из-за нехватки образования и общей информации. Нужно учитывать, что мир ткани изменчив. Важно всегда оставаться в курсе происходящего в нем. Всего за один год производства внедряют огромное количество инноваций, и крайне важно все это отслеживать.

Часто руководство не дает возможности закупщику ездить за рубеж, на выставки, в командировки, хотя это напрямую мешает его развитию. Иначе как ему еще удерживать руку на пульсе текстильной промышленности, быть в курсе всех инноваций и предлагать дизайнеру современные решения?

Чтобы стать отличным сорсером, нужна возможность выезда за рубеж, причем не в один регион. Например, я работала с Кореей, Японией, Нидерландами, Китаем, Бельгией и Францией. Моя насмотренность сильно отличается от работника, просидевшего в офисе одного бренда 10 лет , и выезжавшего в одну только Турцию. Это будто всегда покупать какой-то один вид печенья, и никогда не слышать о существовании сдобных булочек, эклеров, круассанов и других вкусностей.

Согласна, нет какого-то более глубокого понимания. Например, вот у меня здесь в России есть хлопок в горошек, почему вы предлагаете под заказ хлопок из Китая или Индии. Он у меня получается дороже! Но на оптовом российском рынке вы не имеете представления, будет ли усадка у этого хлопка, какие обработки вообще сделаны у этой ткани. Мы же предлагаем готовый и предсказуемый продукт, но человек иногда просто не видит в этом ценности, так как не видит разницы. Надеемся, что вскоре появится больше образованных закупщиков ткани, тогда наша легкая промышленность начнет двигаться вперед.

Давайте пофантазируем. Как в идеальном случае выглядит закупка ткани и материалов у бренда?

— В идеале дизайнер при создании коллекции придумывает тему. Далее на этапе муд-борда он подходит к сорсеру, который занимается поиском поставщиков, материалов и тканей. Причем в нашем образцовом варианте это не менеджер по закупкам, поскольку этот человек занимается исключительно документами, а уже сорсер - непосредственно подбор.

Итак, дизайнер подходит к сорсеру и объясняет, что он хочет. Но у него еще нет четкого техзадания, только вектор, в котором он хочет двигаться.

Далее сорсер связывается со всеми известными ему фабриками и сообщает о планах по созданию новой коллекции под условной темой “Космос”. Для этого он ищет серебряные ткани с разными ламинациями, изучает тренды, тренд-буки, последние выставки и коллекции, собирая подборку для дизайнера. По сути, он готовит кисточки дизайнеру, с помощью которых он будет создавать коллекцию.

После начинается так называемый худсовет, где присутствуют технолог, конструктор, менеджер по закупкам, логист - в общем вся команда. При этом дизайнер смотрит, насколько материалы отражают его видение. Конструктор отмечает, какая ткань позволит сделать необходимую обработку. Технолог следит, сможет ли фабрика это отшить с технической точки зрения. Производственный менеджер напоминает всем про имеющийся ценовой диапазон.

Таким образом, каждый фильтрует возникшую идею. На выходе мы получаем подборку тканей, которые точно подходят по дизайну, ценовому диапазону, техническим параметрам и срокам. Только так у нас получится реально крутая коллекция.

Это был идеал. А как выглядит реальный вариант для небольшой компании? Как бы вы рекомендовали распределить обязанности?

— Для начала стоит заняться развитием своего закупщика. Принято считать, что этот человек должен купить все материалы и комплектующие на коллекцию, посчитать все нитки, расходники, а в свободное от основной работы время еще и выбрать какие-то ткани и другие материалы.

Если хотите кардинально улучшить материалы и ткани, стоит его разгрузить, чтобы у закупщика появилось время посмотреть на подиум, на мир инноваций, на фабрики, на круглые столы и саммиты, на обсуждения поставщиков.

Когда же человек погряз в рутине, у него не будет и шанса заняться всем этим. Нужно дать ему возможность съездить на выставку. Хотя бы на одну, хотя бы раз в год. Каждый год можно ездить на новую выставку, в новый регион. Тогда будет появляться новая информация. Для успеха вашего бренда почти необходимо полноценное обучение вашего закупщика.

Есть и другой вариант. Можно подключать для выстраивания стратегии сторонних консультантов. Профессионалы помогут вам определить сильные стороны материалов, обсудят с вами, где и что лучше всего искать при возможностях вашего бюджета.

Например, в Melon Fashion Group я проводила мастер-класс для группы закупщиков из 160 человек. Они не тратили время на самостоятельное изучение теории. Представьте, если бы каждый из них делал бы это сам. Ушло бы огромное количество времени, а так они в 2-часовом формате получили всю необходимую информацию. В этой компании уделяют внимание развитию своих сотрудников, а развитие сотрудников - это развитие бренда.

А стоит ли небольшой или даже средней компании выходить за рубеж или лучше сосредоточиться на российском рынке?

— Все будет зависеть от того, с какой аудиторией работает бренд, с каким ценовым диапазоном. У компании, которая заявляет, что хочет пойти в тот или иной регион, я обычно спрашиваю, почему вы решили выбрать именно его? Часто ответ весьма размыт: “Все в Турцию едут, и я в Турцию поеду”. Это вообще нерабочий подход. Нужно обязательно определить регионы, которые соответствуют нашему бренду, нашим бюджетам, нашей аудитории.

По поводу импортных материалов, есть важный нюанс: в России имеется меньше 1% мирового ассортимента материалов, так что вы либо покупаете у одних и тех же поставщиков, либо меняете систему работы, а это вовсе не так уж и сложно.

Даже маленький бренд может позволить себе импортные поставки. Нужно лишь понимать процессы и уметь коммуницировать.

С этим умением бывают проблемы даже в рамках одной команды. Например, дизайнер разработал эффектную модель, но для нее не удалось найти подходящую ткань. Как все-таки должно выстраиваться взаимодействие внутри команды бренда, чтобы такого не происходило?

— Опять же во всем виновато неверное отношение к тканям. Ткань пуховика выбирают, исходя из того, какой номер нити в пряже в ткани, какое количество нитей на 1 квадратный дюйм, какое расстояние между этими тканями, пробьет ли пушинка эту ткань. А как у нас выбирают? Ой, такая тактильная! Выбор ткани - технический процесс, у каждой есть свои характеристики. Но до сих пор иногда выбирают, полагаясь исключительно на тактильные ощущения.

Кто-то в команде должен изучить эти характеристики, чтобы в нужный момент он сумел сказать, что вот эта ткань не подходит под нашу задачу. По своему опыту скажу, что ткань лучше доверять выбирать все же не дизайнеру, поскольку эти люди в основном ратуют за визуал и эстетику, так что заставлять их разбираться в технических параметрах - запустить процесс их выгорания. Здесь лучше подойдет кто-то с техническим складом ума. Например, технолог.

— Да, согласна. Хочу рассказать живой пример. В нашей компании есть дизайн-бюро, сотрудничаем с разными дизайнерами из РФ, США, Испании, Италии. Есть у нас дизайнер из Лос-Анджелеса. В один момент наш регулярный клиент на пошив решил сделать дизайн. Этот самый дизайнер сделала им классные модельки, мы планировали все это отшивать в Индии, потому что там отличный хлопок и футер. Мы сделали образцы из более плотного футера, поскольку размер был плюс сайз. Смотрелось все круто, но клиент посчитал и решил, что изделие из этого футера выходит слишком дорого. Сказал, что попробует сам из своего футера. В итоге коллекция не вышла, поскольку когда все отшили в России из других полотен, весь внешний вид потерялся, и вся работа пошла коту под хвост.

-2

Sustainable ткани и стандартизация производства

Лейтмотив подкаста: ткани - это очень серьезно. Но теперь хотела бы перейти к sustainable-материалам. В чем особенность работы со sustainable-тканями, насколько это развитый рынок и развивается ли он в РФ?

— Они определенно могли бы быть более популярными у нас. Но основная проблема в том, что никто из поставщиков, занимающихся реализацией материала в России, не ввозит его в страну - ни в розницу, ни в крупный опт, ни в мелкий. Есть лишь пара начинающих стартапов, у которых это даже еще не стабильный бизнес.

Крупные компании пока не ввозят сырье для производства эко-бренда в РФ. Так, владелец крупной компании, которая завозит в Россию трикотаж из хлопка, сказал, что не видит в этом потенциала. Он за 10 лет выстроил свою схему и отказываться от нее не планирует, поскольку “все прекрасно продается”, а эко - никому неинтересно.

При этом много тех, кто хочет сделать sustainable-бренд. В особенности это касается нижнего белья и одежды для новорожденных, но просто нет материалов.

— Понимаю поставщиков. Наверно, даже проще отшить готовый sustainable-бренд в Индии, где популярно это направление, а потом привезти готовую продукцию. Везти контейнер тканевый - не повезете, но готовые изделия - имеет смысл. Для меня самой - это неоднозначная тема. Я вижу, как работает GOTS с поставщиками этого хлопка. Мое мнение: это игра игра “для больших дядек”, потому что получить сертификацию для того же GOTS у настоящих фермеров не всегда выходит. А самыми первыми ее проходят крупные фабрики, поскольку они готовы все оплатить.

А что вы думаете в целом про GOTS, PCI Group и прочие проекты, которые стандартизируют производство одежды? Насколько они полезны?

— Я больше знакома с компанией PCI и с фермерами, работающим по этим принципам. Зачастую они были вынуждены перестраивать свои плантации и свою работу в соответствии с этими стандартами.

Обыватели, которые носят футболку за 500 рублей из хлопка, даже не задумываются, сколько ущерба приносит производство хлопка. Выстраивание процесса производства таким образом, чтобы он приносил минимальный вред окружающей среде, но приносил прибыль фермерам, включает в себя огромное количество задач: подведение воды, орошение, использование семян, принцип работы с ними.

Мы почему-то думаем, что кто-то в Christian Dior щелкнет пальцами и появится великолепное платье, но фэшн - это большая фабрика, которую нужно постоянно оптимизировать.

Я не была на совсем уж страшных фабриках, которые есть в Индии, Китае или Бангладеш. Но даже там, где я была, совершенно нормальным считалось, если прямо в шоу-руме на фабрике поставщика на какой-нибудь ткани спал младенец. И это совершенно ужасно, поскольку там очень много шума и пыли, что крайне плохо сказывается на здоровье.

Важно понимать, что текстиль - это токсичная индустрия. И есть определенные сертификаты и компании, которые контролируют процесс производства. Помню, владелец одной фабрики в Китае ставил камеры по всему помещению. Это было нужно, чтобы начать работу с компанией H&M, и ее представители могли в любой момент включить любую камеру и посмотреть, что там происходит. Там детей в шоу-румах больше не было.

-3

Как стереотипы о тканях мешают брендам развиваться

С какими стереотипами или мифами, связанными с тканями, вы сталкивались?

— Таких мифов очень много. Один из моих любимых: “натуральные ткани - это хорошо, а синтетика - это плохо”. Дело в том, что синтетика так резво развивается, что многие синтетические материалы легко дадут фору натуральным.

Расскажу небольшую историю. Есть парень из Казани, который решил начать производить горнолыжные куртки. Он как раз мыслил, исходя из этой самой установки. К нему пришла гениальная мысль: “хлопок - это хорошо”. В итоге он сделал что-то типа удлиненных худи из хлопка. Для знающих людей это просто смешно.

Такую куртку при снеге, дожде и на скорости, которую набирают катающиеся на сноуборде или лыжах, легко продувает. Примерно с тем же успехом можно надеть футболку и поехать с горы.

Можно же было хотя бы посмотреть ассортимент у конкурентов и увидеть, что почему-то никто из них не использует хлопок, все шьют из синтетики. Наверно, должна же быть какая-то причина, почему все марки во всем мире делают именно так!

Есть еще второй момент, который встречается даже в крупных российских люксовых брендах. Очень часто предприниматель считает, что хлопок или шелк везде один и тот же. Поэтому в Китае можно найти такой же хлопок, как и в Италии, да еще и дешевле.

Я как-то разговаривала с основательницей компании и пыталась ей доказать, что это так не работает. Но человек посчитал, что я ничего не понимаю. В итоге бренд не сдвинулся в своем развитии ни на шаг.

Проще всего этот момент объяснить на хлопке. Существует 4 базовых сорта хлопка, которые произрастают в разных регионах. Если мы возьмем самую крутую модификацию семечки хлопка Sea Island, которое растет в Карибском бассейне, приедем в Узбекистан и посадим его, у нас не получится то же самое сырье.

Давайте рассмотрим на примере шерсти. Возьмем кашемировую козу - лучший кашемир. Мы можем привезти эту самую козу из Непала в Москву, ухаживать за ней, но при всем при этом у нее не будет шерсть такого же качества, поскольку там она живет на высоте в горах, где определенная влажность и температура. И только при этих условиях ее подпушек будет идеален.

Даже можно выполнить одно приятное задание: походите по магазинам по-новому. Выберете для ориентира простую вещь - белую футболку - и поезжайте в торговый центр. Там обратите внимание на такие футболки за 500, за 1000, за 5000, за 60000 рублей. Попробуйте посмотреть на саму ткань, потрогайте ее, посмотрите на нить - насколько она пушистая, насколько тоненькая.

Есть пример еще проще - мужские черные носки. Можно пойти в Fix Price или даже к бабушке в переходе, торгующих носками. Нити в них будут хлопковыми, но выглядеть будут так, будто это шерсть - они будут очень мохнатыми. А после зайдите в магазин Falke и посмотрите, как они выглядят там. Вы увидите дорогой, мерсеризованный, обработанный хлопок. За счет того, что вы за короткое время увидите два изделия рядом, вы поймете эту колоссальную разницу.

Когда с этим не соприкасаешься в обычной жизни, не замечаешь отличий. Но каждый из нас понимает разницу между зубной пастой за 100 и за 1000 рублей. Просто попробуйте начать наблюдать за этой разницей.

— Здесь мы призываем вас обратить внимание на качество. Самое главное - разобраться. Если вы увидите разницу, вы поймете, где переплата и оверпрайс, а где можно найти что-то похожее в том же Китае. Это совсем не означает, что вы будете ходить по итальянским бутикам и покупать только итальянские ткани. Как только вы поймете логику, вам станет проще найти среди азиатских производителей то, что вам нужно.

***

Если вы хотите узнать больше о подборе тканей, обязательно подпишитесь на канал Анны в Телеграм. В нем она делится обзорами на продукцию брендов, объясняет их ошибки и помогает своим подписчикам лучше разобраться в теме подбора материалов для одежды! (Мы уже подписались)

🧵Про фэшн с Анной