Эта акция вызвала реакцию как гром средь ясного неба. Причем сначала ее воплотили в жизнь, а потом снизошли до объяснений. Так откуда взялась эта идея? И что на самом деле за ней стоит?
А дело в том, что сам запрет на въезд в страны ЕС отнюдь не нов. Как выяснилось подобная санкция была введена давно. Но! Она носила характер чисто экономической меры. По крайней мере адресовалась она субъектам экономики и носили характер экономического давления.
Например, автомобильным компаниям, которые собирали автомобили на территории Российской Федерации, таким образом предлагалось свернуть свой бизнес. В противном случае для них начинал действовать запрет на въезд в страны ЕС.
И вот этим летом прямо на территории Германии стали изымать машины с российскими номерами. Разразился скандал. Кое-кто из пострадавших подал в суд и даже выиграл. И вот теперь Еврокомиссия снизошла до объяснения как надо трактовать подобный запрет.
Так 8 сентября сего года появились Разъяснения к запрету на въезд автомобилей с российскими номерами. Надо сразу заметить, что этот пункт в пакете санкций распространялся не только на автомобили, но еще и на целый нескончаемый ряд предметов роскоши: от яхт, фотоаппаратов, мехов и драгоценностей до одежды и чемоданов.
В том числе в Разъяснениях пояснялось как надо реагировать на эти запреты таможенным службам. Дело в том, что предусмотреть весь санкционный список вещей, в том числе личных, невозможно. Вот как раз на этот случай и был обозначен подход к делу – в спорной ситуации работникам таможни следует руководствоваться здравым смыслом. При этом за потерпевшим всегда остается право обратиться в суд.
Так что же стоит за Разъяснением к санкциям?
Неясность порождает сама форма нового запрета, которая не имеет никакой юридической силы. Ведь существует таможенный кодекс ЕЭС, есть Конституция, есть законы ЕС и каждой его страны в отдельности. А нам предлагают подчиняться здравому смыслу.
Но ведь делается все это не просто так. И сидят в Еврокомиссии не последние люди, а довольно грамотные дяди и тети. Вывод напрашивается сам собой. Иначе как издевательством подобную акцию не назовешь. Вводить подобные вещи можно только с целью поиздеваться и унизить.
Это не просто ограничение на передвижение, а планомерное выстраивание железного занавеса, с помощью которого можно будет отсеивать неугодных. А на самом деле речь идет о настоящем произволе, ведь непонятно какой здравый смысл может прийти таможеннику в голову на границе с ЕС. Сегодня он может до нитки раздеть гражданина РФ, а завтра его здравый смысл выразится в чем-то другом.
Иными словами, создается инструмент воздействия на людей. А именно организовываются дополнительные параметры, по которым можно будет запретить въезд. Все едут в ЕС по визе, а гражданам России этого недостаточно. Они теперь не могут перемещаться на машинах с российскими номерами, да и с какими вещами тоже непонятно. Нужно что-то еще.
Невольно напрашивается аналогия со спортсменами, которые давно выступают без флага и гимна. Теперь, чтобы участвовать в международных соревнованиях, им предлагают отречься от родины и осудить СВО. Методы получается все те же. А тем, кто хочет сохранить свои визы, виллы, денежные вклады и счета открыто предлагают перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям и новой обстановке.
Остается добавить, что Россия граничит с пятью странами-членами ЕС. Это Латвия, Литва, Финляндия, Польша и Эстония. Причем каждая из перечисленных стран вправе сама принимать решение. Эстония его уже сделала. Она обеими руками за. Очередь за остальными.
Что касается других стран-участниц ЕС, то единства там явно не наблюдается. Так Франция, Италия и Испания четко дали понять, что к подобным санкциям не присоединятся. В числе сомневающихся Болгария и Греция. Так что остается ждать дальнейших событий.
А что думаете об этом вы, дорогие читатели? Каким может быть продолжение этого невероятного начинания?
Не забывайте подписываться на наш канал и ставить лайки. Территория Хакнем открыта для самых разных позиций и мнений, которые вы можете оставлять в комментариях.
Автор: Ольга Трущалова, независимый автор медиагруппы “Хакнем”.