В знаменитом эксперименте, где детям предлагалось потерпеть и не есть маршмеллоу чтобы получить потом вдвое больше, мой ребенок наверное был бы первым. Он первым бы съел маршмеллоу, не дожидаясь ухода лаборанта, и затребовал бы еще. А после ухода лаборанта из комнаты занялся бы поиском пакетика с остальными маршмеллоу, и если бы нашел - тоже съел.
Такой поведенческий паттерн приводит к куче проблем: с обучением и успеваемостью, конфликтам со сверстниками и взрослыми.
Впервые я заметила, что мой парень не готов переносить даже малейшие трудности, когда ему исполнилось два с половиной. Реакция всегда, и тогда, и сейчас, примерно одинаковая - уйти в отказ, пререкаться и ныть до момента, пока либо у меня не кончится терпение и я не начну повышать голос и давить, или опять же пока у меня не кончится терпение и я не плюну и не отстану от него.
Почему одни дети "едят маршмэллоу", а другие нет? Почему у сына хватает сил пререкаться, но не хватает воли сделать то, о чем его просят?
Проблема эта комплексная. Во-первых, за формирование воли отвечает мозг. Функция самоконтроля - это одно из обязательных новообразований психики ребенка. Как и функции планирования и контроля. Если нейронные связи не установились так, как положено, то ребенок будет действовать не в соответствии с волей, а в соответствии с другими импульсами: "хочу" всегда победит "надо" в этом случае. И родитель будет вынужден создавать для ребенка ситуации, в которых ребенок должен отказываться от "хочу" под угрозой наказания, например. Или обещания награды. В то время как другие дети с легкостью выполняют требования, у вас с ребенком каждый раз битва.
Еще один симптом, указывающий на то, что дело именно в нейронах - это относительно долгая автоматизация навыков. Если психологи говорят, что на выработку привычки уходит дней 40, то тут вы бьетесь годами. И даже если добиваетесь результата, то перерыв ведет к откату.
Во-вторых, причиной могут стать ошибки "воспитания". Но так как у воспитания в данном процессе второстепенная роль, особой надежды на то, что начав "правильно воспитывать" ребенка, вы добъетесь скорого и устойчивого результата, я бы не возлагала.
Ну и конечно дисклеймер. Психика ребенка очень пластична, поэтому отчаиваться не стоит, и если вашему нехочухе еще нет пяти, то стоит обратиться к специалистам и разработать программу коррекции.
Для детей до 4 лет это невролог, педагог раннего развития с психологическим образованием. Для детей с 5 лет добавляется нейропсихолог, психолог, педагог.
В любом случае, просто ждать, что все пройдет само - не стоит. Причина в том, что образование нейросвязей наиболее активно до 4 лет, далее процесс замедляется и коррекция проходит сложнее.
Итак, делюсь собственным планом решения проблемы. Моему парню исполнилось 8 лет, когда я поняла, что ситуация требует серьезных мер.
1) Диагностика.
Невролог у моего сына нарушений не выявил. Поэтому мы прошли диагностику у нейропсихолога. Она выявила ряд проблем в области блока контроля и планирования. Выяснилось также, что мозг ребенка работает, говоря по простому, на низком сцеплении и высоких оборотах, поэтому он быстро устает и не усваивает материал.
2) Мозгу нужна поддержка.
Мы вернулись к неврологу с заключением нейропсихолога а также захватили другой материал, подтверждающий наличие трудностей. В моем случае это были тетради из школы. Получили список препаратов в который вошли:
1) Витамины группы В, они участвуют в процессе образования нейронных связей.
2) Ноотропы.
Сразу оговорюсь, курсы приема длительные, результаты не гарантированные. Это поддерживающие действия, а основные - это занятия и автоматизация навыков.
Кроме того, мы прошли обследование эндокринолога (чтобы исключить влияние гормонов щитовидной железы, они тоже могут оказывать действие на поведение и развитие) и гастроэнтеролога, чтобы исключить фактор неусваиваемости каких-то веществ. Сдали анализ крови на некоторые микроэлементы. В общем, я считаю, правильный диагноз - залог успеха.
3) Занятия и упражнения.
Занятия у нейропсихолога - дорогое удовольствие. Поэтому я воспользовалась книгами и пособиями, сама прошла обучение (последнее необязательно). Вообще, когда немного погрузитесь в тему, увидите, что упражнения можно придумывать из обычных бытовых ситуаций. Тогда упражнения более плотно войдут в жизнь ребенка. Например, строим правой и левой рукой разные домики из кубиков, меняем деятельность по сигналу и т.д.
Так как у меня главной проблемой стала успеваемость сына в школе, а времени на занятия в обрез, то я выбрала точки фокуса на первое время. Я решила что мы будем заниматься каллиграфией и математикой. Остальное добавим, когда эти навыки автоматизируются.
Невролог рекомендовал спорт с разнообразной двигательной активностью. Мы выбрали ушу.
Также было рекомендовано заниматься на балансборде. Это веселое занятие. Рекомендую.
4) Воспитательный процесс.
В стрессе навыки усваиваются гораздо хуже. Поэтому было решено взять себя в руки и не орать. Но чем заменить этот инструмент? Материальное вознаграждение - подарки, вкусности за выполнение обязанностей - в нашей семье не приняты. Пришлось продумать систему нематериальных вознаграждений - походы, прогулки, гости. Не супер конечно, но хоть что-то.
Снижаем страх перед трудностями в школе так: ты сделай, как знаешь, все задания, оценка сейчас не важна. Потому что до этого ребенок видел задачу, даже не прочитав ее условия, решал, что это сложно, и вообще ее не делал.
Кстати, мы поговорили с учителем, и выработали совместно линию поведения. Нам повезло, у нас учитель - наш союзник.
Так как самостоятельности пока нет, потому что "хочу" важнее, чем "надо", уроки и другие важные домашние дела делаем вместе, но есть несколько обязанностей, которые отданы на самостоятельное выполнение. И тут надо проявить настойчивость, добиваясь качественного выполнения. Ну и хвалим, конечно, за каждое мелкое достижение. Хотя мой ребенок предпочел бы маршмеллоу 😁.
Вот такой план. Идем по нему. Буду иногда писать про то, как проходит процесс. Делитесь своими лайфхаками, знаю, что проблема "едоков маршмеллоу" очень распространённая.