Найти в Дзене
Cinema Asylum

Король празднует: подборка экранизаций ко дню рождения Стивена Кинга

Оглавление

Этот день невозможно пропустить: 76 лет назад в это самый день появился на свет тот, кто некоторых держит в страхе, а у кого-то вызывает благоговейный трепет. Одни его ненавидят, другие обожают (и да, мы из их числа).

В день рождения короля ужасов Стивена Кинга вспоминаем экранизации его книг. Они очень разные, не все нами горячо любимые, но это и не нужно. Ведь в конечном счете все это – лишь повод, чтобы еще раз сказать «спасибо» любимому автору.

------------------------------------------------------------------------------------

Рассказывает Анастасия Гончарова:

«Нужные вещи» / Needful Things (1993)

Реж. Фрейзер Кларк Хестон

Кадр из фильма «Нужные вещи» / Needful Things, 1993, Castle Rock Entertainment
Кадр из фильма «Нужные вещи» / Needful Things, 1993, Castle Rock Entertainment

В маленьком городке Касл Рок штата Мэн (а в каком штате еще, Кинг же) переполох – приезжий торговец Лиланд Гонт (Макс фон Сюдов) открывает новый магазин «Нужные вещи». В нем есть буквально все, что душе угодно: каждый посетитель найдет там что-то заветное, связанное с текущими интересами, прошлыми привязанностями или просто приятными эмоциями. Не согласиться на покупку вещи невозможно – только на миг дотрагиваясь до нее, покупателей будто пронзает электрический разряд иллюзий, они становятся одержимы предметами из лавки Гонта. Шутка ли, получить заветную редчайшую карточку футболиста, подписанную твоим именем?! Или куртку времен студенчества, лучшего времени, когда тебя любили и ценили? Не то, что сейчас… Для таких «дорогих» вещей цена невысока – надо лишь исполнить небольшую шалость/гадость по приказу Лиланда.

Вспоминая детализацию и скрупулезность, с которой Кинг создает свои миры, кажется, что сравнение книги с фильмом-экранизацией всегда будет не в пользу второго. Впрочем, поклонникам, знакомым с книгой, постарались угодить (если это вообще выполнимо): помимо фильма 1993 года существует его четырехчасовая телеверсия 1996 года с большими подробностями истории и большим количеством персонажей. «Как четырехчасовой мини-сериал фильм работает. А вот в сокращенном виде он почти неразборчив: ему не хватает времени, чтобы раскрыть все истории внятно», – отреагировал сам Стивен Кинг, которому отдали копию четырехчасовой версии.

Подробности – то, чего как раз не хватает в экранизации Фрейзера Кларк Хестона. Шалости по приказу Гонта, которые двигают сюжет, идут рука об руку с теми душевными переживаниями, которые заставляют героев метаться от жгучего желания безраздельно обладать вещью до осознания результатов своих действий. Именно эти «нравственные посылы» не дают скатиться Касл Року в Тартар, когда, казалось бы, упадка этой цивилизации не избежать.

Сатира на общество потребления и на все маленькие городки разом, демонстрация жадности и лицемерия – то, что делает «Нужные вещи» актуальными спустя 30 лет после выпуска фильма (и 32 после издания книги). А то, как «Нужные вещи» вплетены в большой мир произведений Кинга – чего только стоит связь с «Мертвой зоной» или многочисленные упоминания собаки Куджо, или дань Говарду Лавкрафту (например, фамилия антагониста Лиланда – отсылка к существам из вселенной писателя) как одному из значительнейших писателей в своем жанре – причины, по которым не любить это произведение для меня невозможно.

Кадр из фильма «Нужные вещи» / Needful Things, 1993, Castle Rock Entertainment
Кадр из фильма «Нужные вещи» / Needful Things, 1993, Castle Rock Entertainment

Но, пожалуй, самый весомый аргумент для просмотра «Нужных вещей» – шведский актер Макс фон Сюдов, сыгравший хозяина магазина. Любимый и постоянный актер Ингмара Бергмана, фон Сюдов одинаково хорошо воплощал и Святого и Дьявола: такие роли шли у него рука об руку, неважно, у каких режиссеров он снимался в тот момент. В «Нужных вещах» нет выдающейся актерской игры, тут вполне достаточно естественных характеристик Макса. Вот он – улыбчивый, располагающий к себе джентльмен, статный, породистый, неотразимый. Даже в секундной сцене страсти с Полли, которая видится девушке, получающей кулон из рук Лиланда Гонта, 64-х летний Макс-любовник чертовски хорош. Фон Сюдову в «Нужных вещах» удалось соединить плутовство и привлекательность зла с его обыденностью, лишний раз подчеркнув наши человеческие слабости.

—----------------------------------------------------------------------------------

Рассказывает Игорь Дорогов:

«Максимальное ускорение» / Maximum Overdrive (1986)

Реж. Стивен Кинг

Кадр из фильма «Максимальное ускорение» / Maximum Overdrive, 1986, Paramount Pictures
Кадр из фильма «Максимальное ускорение» / Maximum Overdrive, 1986, Paramount Pictures

Комета Риа-М пролетает мимо Земли и задевает планету своим хвостом, в результате чего все автомобили, электронные предметы, компьютеры и вся прочая техника начинают работать сами по себе и восстают против человека.

Как во многих представителях жанра (можно вспомнить фильм «Мгла», также снятый по произведению Кинга, но гораздо талантливее) группа людей оказывается изолирована от внешнего мира, угрожающего гибелью, в безопасном месте — автозаправочной станции. Но безопасность по канонам жанра скоро будет сходить на нет. Электрические ножи будут резать, игровые автоматы взрываться, а грузовики давить по-глупости выходящих на улицу людей.

«Максимальное ускорение» — не только экранизация рассказа Стивена Кинга «Грузовики» из авторского сборника «Ночная смена», но и режиссерская работа самого писателя. У фильма колоссальное количество проблем, что по словам самого Стивена — чисто его вина. Он постоянно находился в нетрезвом состоянии на съемочной площадке и даже не помнит, что там происходило.

А происходили там полнейший хаос и дилетантская работа всей группы (ну разве что рок-группу AC/DC и их саундтрек оставим в покое), а не только режиссера Стивена Кинга с его белыми усами. Мизансцены поставлены настолько нелогично по отношению к настоящему поведению группы людей в закрытом помещении, что актеры часто не знают, что именно им нужно делать на камеру, и зритель сразу это чувствует. Количество персонажей чересчур перенасыщено — некоторые даже не будут задействованы, но доживут до финала, то есть не понесут даже роли жертв в экшен-сценах. Цели грузовиков, осаждавших заправку и требующих бензина совершенно не раскрыты — куда они едут, что в их планах? Любовная линия «засунута» в сюжет совершенно неоправданно, а от диалогов, сопутствующих ей, по-настоящему передергивает.

«Максимальное ускорение» в 2023 году можно назвать лишь рудиментом эпохи VHS и ночных показов хорроров на телевидении. Пересматривать его совершенно не рекомендуется, чтобы не испортить впечатление давних лет. А вот посмотреть впервые можно, но только если готовы к трешу в плохом смысле слова.

—----------------------------------------------------------------------------------

Рассказывает Даша Бурнашева:

«Куджо» / Cujo (1983)

Реж. Льюис Тиг

Кадр из фильма «Куджо» / Cujo, 1983, Taft Entertainment
Кадр из фильма «Куджо» / Cujo, 1983, Taft Entertainment

Однажды, Стивен Кинг встретился с плохо воспитанным сенбернаром. Вот что из этого вышло.

Описание породы сенбернар гласит: «Уравновешенные и добродушные по своей природе, они легко уживаются с любыми домашними животными, начиная от кошки и заканчивая пернатыми питомцами. Собаки-спасатели любят общение, но неплохо справляются и с временным одиночеством, если только оно не перетекает в постоянное». И все это чистая правда. До тех пор, пока добродушного и любознательного сенбернара не кусает бешеная летучая мышь.

В центре сюжета «Куджо» семья Трентон — Донна, Вик и их маленький сын Тэд. Они переживают не лучший этап семейной жизни. Вик узнает, что Донна ему изменяла, а Тэд каждую ночь зовет родителей и говорит, что в его стенном шкафу прячется монстр. Но все эти проблемы не идут ни в какое сравнение с тем, что их ждет впереди.

Вик уезжает в командировку, а Донна и Тэдди едут за город к автомеханику Джо Кэмберу, чтобы починить барахлящую машину. Разумеется, машина ломается ровно во дворе дома Джо. Но главная проблема в том, что на тот момент Джо уже давно мертв — его загрыз собственный пёс Куджо, заразившийся бешенством. И теперь собака выбрала себе новых жертв — Донну и Тэдди, которые оказались заперты в машине на солнцепеке.

Я, к сожалению, не читала роман. Но уверена, что в нем гораздо больше глубины и психологических метаний героини, чем нам показали в полуторачасовой экранизации. Да и я, если честно, не очень люблю Ди Уоллес. Виновата. Но несмотря на некоторую поверхностность, фильм смотреть интересно и порой вполне страшно — а значит со своей задачей он справляется.

Но вот что максимально обидно. Никто не удосужился включить собак, которые играли Куджо, в титры. А ведь он — лучшее, что есть в этом фильме. Ладно, Куджо и маленький Дэнни Пинтауро, который так искренне сыграл Тэдди, что иногда разрывалось сердце.

------------------------------------------------------------------------------------

Рассказывает Амалия Бабаян:

«Оно» / It (2017) и «Оно 2» / It Chapter Two (2019)

Реж. Энди Мускетти

Кадр из фильма «Оно», It, 2017, Warner Bros.
Кадр из фильма «Оно», It, 2017, Warner Bros.

Раз в 27 лет в маленьком американском городке Дерри пробуждается потусторонняя сила: «оно» принимает форму злобного клоуна и утаскивает детей в канализацию. Так школьник Билл остался без младшего брата — тот убежал в дождь запускать кораблик и не вернулся домой. В отличие от взрослых Билл не хочет смиряться со смертью брата. Вместе с друзьями он продолжает искать его и других пропавших детей. Ребята выясняют, что за исчезновениями людей стоит клоун Пеннивайз, воплощающий их самые жуткие страхи, и вступают с ним в ожесточенную схватку.

Это уже вторая экранизация знаменитого романа Стивена Кинга. Первая была мини-сериалом. Создатели нового «Оно» сделали красивый жест и сняли свою версию символично спустя 27 лет. Первая экранизация считается более чем удачной, а повторять успех — не такая уж и простая задача, но авторам это удалось. Фильм получил восторженные отзывы зрителей и критиков, и самому Кингу понравился результат. Секрет такого успеха кроется в трех моментах: ужасающий Билл Скарсгард в роли Пеннивайза, обаятельные юные актеры и практически полное отсутствие взрослых в истории.

Скарсгард хотел отдать дань уважения Тиму Карри (исполнителю роли клоуна в сериале 1990 года), поэтому тщательно готовился к роли. И в итоге прекрасно сыграл, но, будем честны, у него очень подходящая внешность для такого персонажа — его пучеглазие одновременно очаровывает и устрашает.

Перед нами только половина книги. Вторая часть истории, где уже повзрослевшие герои возвращаются в родной городок, чтобы вновь противостоять могущественному злу, рассказывается в сиквеле, вышедшем в 2019 году («Оно 2»). Думаю, авторы прекрасно понимали, на что идут, когда принимали решение снять два фильма. В любом случае, нужно было что-то принести в жертву, чтобы где-то преуспеть. Поэтому сюжет «Оно» сконцентрировали на детях: за ними интереснее наблюдать, чем за взрослыми; тем более что это история о детских страхах и взрослении, а целый 1000-страничный роман все равно в одну ленту не засунешь. Так что продолжение хоть и сорвало кассу, но не вызвало такого же восхищения. Однако посмотреть его все же стоит: чудные детишки там тоже есть, ну и камео Кинга разве можно пропустить?

------------------------------------------------------------------------------------

Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!