Найти в Дзене

Этические принципы работы психолога

В работе психолог придерживается нескольких принципов:

  • Принцип уважения достоинства, прав и свобод личности:
    психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
  • Беспристрастность: психолог не допускает предвзятого отношения к клиенту. Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации клиента по любым основаниям.

Не навреди. Психолог таким образом организовывает свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результат не наносили вреда здоровью и социальному положению клиента и связанных с ним лиц.

Принципы эффективной работы:

  • аутентичность - способность в общении отказываться от разных социальных ролей, временно выключать роль жены и мамы, а оставлять только роль психолога, специалиста;
  • честность - психолог говорит с клиентом открыто, честно, выстраивая доверительные отношения;
  • открытость новому опыту: психолог - человек с широким кругозором, который с интересом относится к новым теориям и идеям;
  • развитие самопознания - человек, постоянно стремящийся познать самого себя, заглядывающий внутрь своих мыслей, эмоций и чувств способен понять другого;
  • сила личности и идентичность - только сильная личность со внутренним стержнем может быть психологом, выдерживать разные эмоции, идеи и мысли других людей, понимать их, сопереживать, но не терять в этом себя, свои чувства и эмоции;
  • толерантность к неопределенности: психолог не знает, какой клиент к нему придет, с каким запросом, с каким опытом, каким будет результат работы, и он способен выдерживать эту неопределенность;
  • принятие личной ответственности: психолог должен понимать степень своего влияния на жизнь клиента и бережно работать, правильно подбирать слова, методы работы;
  • постановка реалистических целей работы в зависимости от ситуации конкретного клиента, его опыта;
  • высокий уровень эмпатии, чтобы понимать эмоции и чувства клиента;
    - глубина отношений с другими людьми - только в доверительных отношениях можно построить открытый эффективный, терапевтичный диалог;
  • непрерывное профессиональное развитие: только постоянный рост и новые знания позволяют осваивать психологу новые методы работы с клиентом.
  • осознание границ: психолог не вступает в близкие и дружеские отношения с клиентами.