Беспилотники все чаще совершают атаки на столичные аэропорты, а гражданские самолёты попадают в сводки новостей. Чего стоит хотя бы А320 "Уральских авиалиний", совершивший аварийную посадку 12 сентября в Новосибирской области. Все это порождает у некоторых если не панику, то сильное беспокойство. Особенно уязвимы люди с аэрофобией.
Самолёты считаются самым безопасным видом транспорта. Однако статистика показывает, что около 50% людей в той или иной мере испытывают страх перед полётом.
Жительница Новосибирска Наталья М. признается, что очень боится летать на самолётах – до обморочных состояний на взлётах и панических атаках при посадках.
"В эти моменты мой гипоталамус и миндалевидное тело работают на полную катушку, разгоняя по телу гормоны первобытного страха", – описывает свое состояние путешественница.
У Натальи – аэрофобия, иначе – сильный страх перед полётом на любом виде воздушного транспорта.
По данным сервиса Туту.ру, от аэрофобии страдает почти треть жителей России. 21% опрошенных признаются, что боятся летать, но все равно это делают, а 11% выбирают другой вид транспорта вместо самолёта.
У аэрофобов есть своё обоснование, почему они не доверяют крылатой технике.
Страх №1
Самолёты тоже попадают во внештатные ситуации.
Да, это факт. Недавний пример – аварийная посадка аэробуса А320 в Убинском районе Новосибирской области. Рейс следовал из Сочи в Омск, но экипаж принял решение лететь в Новосибирск. Причина – отказ гидравлики. Топлива не хватило, сели прямо в поле.
На борту воздушного судна находился 161 человек. К счастью, никто из пассажиров и членов экипажа сильно не пострадал. Сейчас Западно-Сибирская транспортная прокуратура проводит проверку по факту происшествия, возбуждено уголовное дело.
Однако общая статистика показывает, что самолёты были и остаются самым безопасным видом транспорта. Вероятность попасть в аварию на борту воздушного судна в десятки и сотни раз меньше, чем на поезде, автомобиле, автобусе или корабле.
Страх №2
Человеческий фактор может повлиять на безопасность полёта.
Да, люди могут ошибаться, но в авиации вероятность человеческой ошибки сведена к минимуму, считает специалист по аэрофобии Алексей Герваш.
В каждом самолёте – по два пилота, им помогают в управлении сотни систем мониторинга и контроля. Важно и то, что пилоты и бортпроводники в обязательном порядке раз в год проходят обучение.
Взять тот же случай с А320 в Убинском районе – пилоты мастерски справились с посадкой в пшеничном поле. "Они сделали все, что могли, и сделали это прекрасно. Они спасли всех, даже царапины ни у кого нет", – говорят пассажиры.
Страх №3
В случае аварийной ситуации на борту самолёта шансы на спасение минимальны.
По статистике boeing.com, вероятность выжить в авиационном происшествии составляет 70%.
На сайте Aviation Herald ежедневно публикуется актуальная информация об авиаинцидентах со всего мира. В день в среднем в воздухе происходит 3-4 аварии (речь идёт о разного рода неполадках: отказ гидравлики, столкновение с птицами и т.д.). Новые красные отметки на карте – это дополнения к авиапроисшествиям прошлых лет.
Вероятность потерпеть крушение на борту самолёта равна шансу выиграть крупную сумму в лотерею.
Страх №4
В зоне турбулентности ситуация может выйти из-под контроля.
Лётчик из Австралии Джимми Николсон поделился своим лайфхаком с теми, кто не знает, как крылатая машина поведёт себя в зоне турбулентности.
В этот момент нужно зацепиться взглядом за какой-либо предмет. Например, посмотреть на горизонт. Это помогает, утверждает пилот. Прохождение неспокойного воздушного отрезка он сравнил с ездой по бездорожью.
«По сути, турбулентность – это и есть езда по дороге с выбоинами. Машина в них не свалится. Водитель просто замедляет ход и преодолевает участок», – цитирует Николсона rbc.ru. Так что бояться не стоит.
Страх №5
В замкнутом пространстве воздушного судна мы теряем контроль над ситуацией.
На самом деле, контроля над ситуацией почти нет. Есть иллюзия контроля.
В маршрутке, например, человек чувствует себя комфортно, ему кажется, что он сможет быстро покинуть салон, рассуждает психолог Юрий Левченко. В самолёте же он вынужден полностью довериться пилотам и технике.
"Мы не верим ни железке, ни пилотам, – говорит психолог, – но почему же мы тогда верим этому неграмотному пастуху, который ведёт эту маршрутку?.. Опять же, потому что земля рядом... Это иллюзия, иллюзия того, что вы контролируете или не контролируете ситуацию".
Специалист советует расслабиться: "Вы в самолёте не обязаны контролировать ситуацию. Для этого есть специально обученные люди".
Что скрывается за страхом аэрофобии
Аэрофобия состоит из мелких страхов. В каждой конкретной ситуации это будет своя история.
Когда мы с клиентами работаем в терапии, то оказывается, что у кого-то это страх высоты, у кого-то – страх замкнутого пространства. В иных случаях за аэрофобией скрывается страх за ребёнка, страх смерти, страх позора, страх потери контроля и так далее,
– рассказала "Царьград Новосибирск" клинический психолог Анастасия Галимова.
Работать с аэрофобией можно и нужно. Психолог предложит вам разобрать свой страх на составляющие.
"У меня на приёме был мужчина лет 50-ти, и мы разбирали с ним как раз этот страх, – продолжает Анастасия. – Выяснилось, что у этого человека была боязнь упасть в самолёте в обморок. Он стыдился показаться перед другими пассажирами в неприглядном виде. Вместе мы пережили этот момент".
Музыка, иконки и препараты
Всем страдающим аэрофобией специалист советует брать с собой в самолёт то, что приносит им спокойствие, придумывать успокаивающие ритуалы. Это могут быть крестики, иконки, чётки, любимая музыка в наушниках или интересный фильм.
В ваших силах создать для себя расслабляющую атмосферу. А вот брать с собой алкоголь психологи и врачи не рекомендуют.
Если чувствуете, что сами не справляетесь с волнением, не стесняйтесь обращаться, в том числе, за медицинской помощью. Врач может назначить седативные препараты или транквилизаторы, которые сделают ваш полёт более комфортным.
Кстати, в июне 2023 года в московском аэропорту Шереметьево открылся центр психологической предполетной помощи "Летаем без страха". В течение 30-60 минут с пассажиром работает авиационный психолог. На современном тренажёре человека учат навыкам релаксации в полёте.
Это первый подобный центр в аэропорту России. Как сообщила "Царьград Новосибирск" представитель аэропорта Толмачёво Олеся Верба, в аэровокзале столицы Сибири таких специалистов пока нет.