Правда, чтобы крупный бизнес понял, что действительно свободен, нам придётся пожертвовать комфортом.
Республика Тыва уже доплачивает заправкам за топливо. Это первый в РФ регион, который принял такое решение. Власти республики уверены, что так им удастся не допустить дальнейшего роста цен на бензин и другое топливо.
В Госдуме также пытаются решить данную проблему. Парламентарии разработали законопроект, дающий возможность установить потолок цен на бензин.
Как Россия спасается от безумной топливной инфляции, — в материале ForPost.
Брать ли пример с Тывы?
Для понимания: Тыва — одна из самых бедных российских субъектов. Но это не заставило чиновников оставаться в стороне от решения топливной проблемы, которая в понимании россиян дошла до масштабов катастрофы.
И так из своего беднейшего бюджета Тыва теперь платит АЗС, чтобы спасти кошельки своих жителей.
Глава республики Владислав Ховалыг считает, что такой шаг даст возможность снизить цены на бензин. Чтобы АЗС получили субсидию, им надо заключить специальный договор с местными властями.
Такую инициативу тывинского главы уже оценили в Государственной Думе РФ. И рекомендовали другим регионам присмотреться к данному решению проблемы.
В Тыве на момент принятия мер стоимость бензина была 74,55 рубля за литр АИ-98, а за литр АИ-95 — 65,55 рубля. В других субъектах стоимость бензина АИ-92 за литр была от 50 рублей до 62 с копейками.
«Мне позвонили из Крыма и сказали, что стоимость бензина на некоторых местных заправках достигла 100 рублей за литр, когда как в соседнем Краснодарском крае — 60 рублей за литр. Как же Крым удобен по безальтернативности! В этом субъекте федерации можно накрутить, что хочешь: мост обстреливают, сложно довести топливо, поэтом повышаем цены», — сообщил ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Подчеркнём, что в момент публикации материала таких цен на местных заправках уже не было. В Крыму АИ-95 продавали по цене около 67 рублей за литр. А «сотый» бензин на заправках Севастополя стоил почти под 80 рублей.
К примеру, Севастополю помогли федеральные власти. Местный губернатор Михаил Развожаев поблагодарил министра энергетики России Николая Шульгинова за оказанную помощь.
Ещё по теме: Георгий Бовт: Почему дешёвого бензина больше не будет
Не тот путь выбрали?
Выходит, что тывинский опыт не для всех регионов подходит? Так, к слову, считает и экономист Виталий Калугин. Он уверен, что это сиюминутное перекрытие «черных» дыр. Нивелировать проблему с ценами на бензин можно, только разработав стратегию.
Мнение коллеги поддерживает и кандидат экономических наук Константин Селянин. С его слов, платить АЗС из регионального бюджета — не панацея. Такой выход является неправильным. При том правильно было бы разработать законопроект и подключить к делу Федеральную антимонопольную службу, чтобы нивелировать монополию на топливо.
Ещё по теме: На заправках нет дизеля: топливный кризис добрался до Центральной России
Протез для ФАС
Хотя это не вопрос одного дня. Здесь важно понимать, что при таком расчёте необходимо усилить законодательные меры, применяемые к нефтяной сфере, поясняет кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Сегодня же, по его словам, ФАС — «жиденькая служба», аргументы которой для нефтяников являются очень слабыми.
Заслуга беспомощности Федеральной антимонопольной службы — дело рук команды первого российского президента Бориса Ельцина. Тогда власти пошли на поводу у крупного бизнеса и нивелировали Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. На ему смену пришла как раз ФАС.
Потому своевременным решением, которое на самом деле давно назрело, была бы реанимация такого министерства, обладающего более жёсткими полномочиями. Только тогда можно будет стабилизировать ситуацию на рынке топлива, который сегодня контролируется 7-8 крупными игроками вертикально интегрированных компаний.
«Они контролируют более 80% добычи, более 80% переработки (нефтепродуктов), более 80% сбыта. При такой ситуации они могут повышать цены на бензин вне зависимости от курса рубля, стоимости топлива на мировой бирже и т.д. Сейчас под предлогом того, что с 1 сентября снизили демпфер, повышаются цены. Поэтому игры властей с вертикально интегрированными компаниями — ни о чём. Последние всегда останутся в выигрыше. Без сильного ФАС проблемы не решить», — уточнил Селянин.
К слову, государство помогает тем игрокам, которые не повышают цены на 37% — это то, что мы наблюдаем сегодня.
Ещё по теме: Губернатор Севастополя обнадёжил по части цен на бензин
Дайте им свободу?
Давать новые полномочия ФАС власти пока не планируют. У них, очевидно, совершенно другой взгляд на происходящее.
Известно, что уже поступила инициатива контролировать цены за счёт введения заградительной пошлины на экспорт всех видов топливо. Её размер может составить 250 долларов на тонну. В российском правительстве считают, что это даст возможность стабилизировать цены на топливо, пишет «КоммерсантЪ».
Ну а партия ЛДПР нашла другое решение. Депутаты разработали проект закона, который установит потолок для розничных продаж бензина. Так, представители партии считают, что удастся контролировать прайсы.
Решить массу проблем, которые копились долгие годы, в один миг не выйдет, считает экономист Виталий Калугин. Остаётся только отпустить цены на бензин и дизтопливо в свободное плаванье. Такой опыт был и США, и у стран Европы во время нефтяного кризиса в 1973 году. Ситуация была связана с тем, что арбы не стали поставлять топливо государствам, которые оказали поддержку Израилю в войне с Сирией и Египтом.
«Тогда цены резко взлетели, на заправках ничего не было. Люди стали пересаживаться с джипов на ''малолитражки''. Начали экономить. К сожалению, возникшие в нашей стране проблемы также можно урегулировать только отпусканием цен. Рынок все отрегулирует, потребление уменьшится. Да, будет всплеск инфляции. Но данная мера стратегически отрегулирует цены на бензин и дизтопливо. Наши же власти пока предпочитают идти коротким путём, стараясь регулировать цены. Всё это в конечном счёте проведёт к дефициту топлива, которое невозможно будет купить на АЗС ни по какой цене», — подчеркнул Калугин.
Тем не менее некоторые эксперты считают, что власти всё же решат проблему, без лишних трат. Да и цены уже ползут вниз. На биржах они упали на 6-8%, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской биржи. Снижаются цены и на АЗС.
Может, дождёмся хеппи-энда и не будем пересаживаться на велосипеды или малолитражки?
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.