В начале 1941 г. Ильюшин дорабатывает одноместный Ил-2 кабину пилота, он приподнял для лучшего обзора, увеличил толщину бронеспинки.
Были слабые места самолета, которые тогда выявить было сложно.
В ходе эксплуатации выявится, что для полевых аэродромов прочность складывающихся подкосов шасси была недостаточна. Резиновые камеры колес шасси Ил-2 выдерживали только 30 - 40 посадок на полевые аэродромы.
Большая часть штурмовых авиаполков советских ВВС встретила 22 июня 1941 г. на истребителях И-15 и И-15бис, но до конца 1941 г. они все были вытеснены новым штурмовиком Ил-2.
Ильюшинский штурмовик удостоился множества хвалебных отзывов от пехоты, в чьих интересах воевали Ил-2. Их называли "горбатые" из-за выступавшего над фюзеляжем фонаря кабины.
В качестве очевидных причин успехов штурмовика называли надежное бронирование, мощное стрелково-пушечное вооружение и живучесть конструкции.
В советское время подробных исследований Ил-2 не удостоился.
Выпускали только крайне положительные оценки самолета-солдата, в частности в официальной "Истории второй мировой войны" писали:
"Достижением советской авиационно-технической мысли явилось создание самолета-штурмовика Ил-2, предназначенного для борьбы с танками противника на поле боя. Впервые в мировой практике самолетостроения конструктору С. В. Ильюшину удалось сделать броню неотъемлемой частью корабля, органически слившейся с элементами скрепляющих устройств, установить различную ее толщину в зависимости от степени уязвимости блоков машины, придать ей обтекаемые аэродинамические формы. Ил-2 имел мощное вооружение: два пулемета, две пушки, реактивные снаряды и 600 килограммов бомб. Первый образец этого одномоторного самолета появился на аэродроме в 1939 г. Война показала, что штурмовик Ил-2 был великолепным оружием переднего края и не имел конкурентов среди самолетов капиталистических стран"
(Т. 3. с. 196).
Почему суперсамолеты штурмовой авиации почти сразу после войны пропали из ВВС, об этом уже не упоминалось.
На деле Жуков после войны, когда узнал о потерях штурмовиков, вообще упразднил штурмовую авиацию возложив ее обязанности на истребители-бомбардировщики.
Как обстояли дела с производством Ил-2 в 1941 г.?
В марте 1941 г. завершились летные испытания Ил-2, в мае из сборочного цеха воронежского завода № 18 "Знамя труда" вышла первая партия самолетов, в июне выпустили уже 159 самолетов.
На 30 июня 1941 г. военная приемка приняла 249 штурмовиков, в основном 18-го завода.
За первые полгода 1941 г. заводы №№ 18 и 381 выпустили 266 Ил-2.
3 июля на фронт отправили 430-й штурмовой авиаполк подполковника Н. Малышева с 22 самолетами.
В июле авиазавод № 18 сдал уже 310 самолетов, но чуда не случилось, быстрота выпуска обернулась многочисленными дефектами в моторах, шасси и вооружении, в итоге половина собранных машин была непригодна к эксплуатации.
Ленинградский завод № 381 к маю 1941 г. выпустил 2 штурмовика плохого качества. Предприятие впоследствии увезут на Урал. Постройка бронекорпусов на Ленинградском Кировском завода будет прекращена, когда немцы подойдут к городу.
В начале октября 1941 г. авиазавод № 18 получил приказ о эвакуации, он уезжал на 780 км в Куйбышев, а на то время это был единственный завод производитель Ил-2.
11 октября уходит первый эшелон, на следующий день люфтваффе совершили очередной налет на завод, производство самолетов было дезорганизовано.
Всего в Воронеже успели изготовить 1 134 Ил-2. Последний вагон с оборудованием уехал на Волгу в ноябре.
В Куйбышеве уже шло строительство заключенными авиазавода № 122, который должен был строить четырехмоторные бомбардировщики.
18-й завод заехал в цеха недостроенного завода, вместе с другими предприятиями. Десятки тысяч заключенных монтировали оборудование, доделывали крыши корпусов, проводили коммуникации. Неподалеку от стройки хоронили умерших от голода и истощения.
Уже 10 декабря 1941 г. был готов первый эвакуационный Ил-2 из деталей привезенных из Воронежа. С 5 января 1942 г. руководство завода получило приказ выпускать по 5 самолетов в день. В цехах развешали воззвания "Ил-2 нужны Красной армии как воздух, как хлеб. Сталин". До нового года удалось отправить на фронт еще 28 самолетов.
Зимой 1941/1942 гг. Илы поступали в армию в небольших количествах.
Первые Ил-2 пошли в ВВС Красной Армию в конце мая 1941 г. 22 июня встретили 98 самолетов. Перевооружили "Илами" полностью 4-й легкобомбардировочный полк, который переименовали в штурмовой.
Изначально 4 полка переходившие на Ил-2 хотели оставить в тылу, до полного освоения самолетов пилотами, но ситуация на Западном фронте заставила использовать штурмовики сразу.
25 июня командир 4-го шап майор Гетьман получил приказ в тот же день вылететь в Белоруссию, наносить удар по наступающим немцам. Боевая работа началась с аэродрома Старо Быхов.
Первый в истории боевой вылет Ил-2 произвели 27 июня штурмуя колонны немецких войск на шоссе Слуцк - Бобруйск.
Сначала сбросили бомбы, потом запустили РС-82, а в завершение открыли огонь из пулеметов, 20-мм пушки ШВАК захлебнулись после первых выстрелов
Немецкие зенитчики открыли огонь и особенно сильно повредили Ил-2 капитана Холобаева. ШВАКи не стреляли потому что снаряд перекашивало в патроннике, основная проблема была в конструкции орудий. Оружейники 4-го шап начали подпиливать ползуны в механизме заряжания и обильно их смазывали. Пришлось со временем ШВАКи менять на 23-мм пушки ВЯ.
28 июня три Ил-2 вылетели на штурмовку понтонных мостов через реку Березина в районе Бобруйска, в этом вылете штурмовики встретились с немецкими истребителями. Пилоты из 51-й истребительной эскадры смогли только повредить один Ил-2.
Какая была боевая эффективность Илов пилоты, оценить не могли, особенно в начале войны, когда все внимание сосредотачивалось на управлении машиной.
К тому же плохое качество склейки переднего бронестекла и забрызгивание его маслом, вытекающим из втулки винта и носка коленвала мотора, не позволяло прицельно стрелять и бомбардировать.
Пока донесения о потерях противника уходили наверх численность уничтоженных солдат и офицеров, поврежденной и уничтоженной техники многократно завышалась.
Много позже с 1943 г. в группу Ил-2 стали включать штурмовик с фото- или кинокамерой для съемки результатов удара, но поскольку самолеты-фотографы должны были лететь с постоянной скоростью на одной высоте они легко сбивались. Установка фотокинопулеметов фиксировала только попадания пуль и снарядов.
После того как Красная Армия пошла вперед появилась возможность проверить работу "Илов" по земле.
Из 23-мм пушек ВЯ можно было теоретически подбить легкий или средний немецкий танк, но обычно обстреливалась вражеская колонна целиком, что приводило к сплошным промахам.
Можно было подбить танк прямым попадание реактивного снаряда РС-82 и РС-132, но из-за высокого уровня рассеивания снарядов, большой дальности пуска в 600 - 700 м еще и с бреющего полета вероятность попадания падала катастрофически.
Бомбой попасть по танку было также сложно, осколками 50 кг фугасной бомбы можно было пробить броню легкого танка, но если она падала на расстоянии до 1 м, 100-кг фугаска могла на дальности 5 м поразить средний танк. В 1941 г. на самолете был бомбовый прицел ПБП-1б, пользовались им мало и бомбили "по сапогу" на глазок. С осени 1941 г. на козырек фонаря кабины и капот наносили специальные метки, но они точности не прибавляли.
В итоге средняя вероятность поражения одним Ил-2 в одном вылете одного немецкого легкого танка, с учетом противодействия зениток и истребителей, равнялась 5,5%, бронетранспортера - 7%.
А если учесть то, что бомба мало того, что рикошетировала, но и разрывалась с 22 секундным замедлением, вражеский танк мог уползти и разрыв ему вреда не причинял.
К тому же ранние Ил-2 имели один электросбрасыватель и для бомб, и для реактивных снарядов. Пилотам приходилось использовать электросбрасыватель только для РС, а бомбы сбрасывать с помощью аварийного бомбосбрасывателя залпом, что точности не способствовало.
Да и "сотки" в августе 1941 г. - январе 1942 г. применяли очень мало.
Если летчик одновременно и пускал реактивные снаряды и стрелял из пушек, эффективность одного из вида оружия падала на 20 - 70 %.
Автомашину одиночный Ил-2 мог уничтожить с вероятностью 14,5 %. А штурмовики били, как правило, по колонне, что позволяло попадать по вражеским автомобилям.
Пушки ШВАК давали отказы из-за недоведенности пневматической системы перезарядки пушек, обрыва закраин и поперечных разрывов гильз в патроннике.
Запас топлива не позволял использовать Ил-2 в тактической глубине противника.
Несмотря на недостатки в применении вооружения немцы уже в 1941 г. "Илы" узнавали и стремились прятаться.
Генерал Горбатов в 1946 г. вспоминал, что авиация находящаяся над противником заставляет значительно уменьшить интенсивность артиллерийского и минометного огня. Пехотинцы прекращают вести огонь и уходят в укрытия, в этом время красноармейцы могут взять опорный пункт.
Немцы дали прозвища "Илам", их называли "Черная смерть" или "Чума", а также "бетонный бомбардировщик".
Ил-2 наряду с достоинствами: мощным вооружением и бронированием имел ряд недостатков.
Изначально штурмовик должен был наносить удары с бреющего полета, оставаясь незамеченным до момента атаки.
Наиболее эффективное оружие Ил-2 20-мм или 23-мм пушки размещались в крыле, а чем дальше оружие от оси самолета, тем больше ухудшается кучность стрельбы. Причем пулеметы располагались ближе к оси штурмовика, чем пушки.
При атаке с бреющего полета прицел ПБП-1б был почти бесполезен, цель пробегала в прицеле слишком быстро. К тому же при вынужденной посадке пилот сильно бился головой о прицел и дело доходило до смертельных случаев. Его даже расшифровывали так: "прибор, бьющий пилота один раз больно". Прицелы начали с самолетов снимать, на замену им установили простейший ВВ-1 визир Васильева или воздушный визир.
В начале войны радиостанции устанавливали только на командирские самолеты, причем пульт ее управления находился справа, поэтому как-то надо было управлять самолетом левой рукой. Радиостанции из-за отсутствия эффективной металлизации самолета давали при работе много помех, "будто сало на сковородке жарилось".
Это все приводило к несвоевременным ударам штурмовиков по целям на земле. К тому же советская пехота неохотно обозначала свой передний край ракетами, трассирующими пулями, белыми полотнищами или цветными дымами, так как боялась ударов авиации противника. А немцы наоборот не боялись обозначать свой передний край ракетами.
Подойдя к целям штурмовики совершали один заход на цель, если огонь с земли был сильным, 2 и более, если противодействие зениток было слабым или отсутствовало.
В ноябре 1941 г. начали в смешанных ударных группах выделять часть сил для борьбы зенитками противника. Это позволяло сделать несколько заходов.
Мог ли Ил-2 наносить удар сразу пушками, ракетами и пулеметами?
Не мог, так как точку прицеливания для пуска РС надо было выносить вперед от цели на 10 м, для стрельбы из пушек ВЯ - на 13 м, для стрельбы из пулеметов ШКАС - на 35 м, а для стрельбы из пушек ШВАК - на 40 м.
Получается нужны три захода, в первом сбрасывали бомбы, во втором пускали ракеты, в третьем проходили по врагу пушками и ракетами.
В конце июля 1941 г. пилоты 66-го штурмового авиаполка ВВС Резервного фронта начали наносить удары с пикирования со средних высот. При таких атаках рассеивание пуль и снарядов было меньше, чем при ударах с бреющего полета.
В августе 1941 г. штурмовики применили боевой порядок "круг", когда штурмовики прикрывают хвосты друг друга.
Советское авиационное командование прогрессивные практики внедряло вяло.
Воздушная разведка перед налетом не проводилась, подавление зениток не осуществлялось, да и сами пилоты заходили на цели одними и теми же способами.
Командиры штурмовой авиации не планировали боевой вылет, не прорабатывали с экипажами конкретные действия на маршруте, при атаке цели и возвращении.
Предполетная подготовка не велась. Летчикам не доводили маршрут со всеми ориентирами, направления захода на цель, выход из атаки, способ атаки цели, последовательность применения всех видов оружия, варианты действия при встрече с зенитками или истребителями врага, порядок ухода от цели.
Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Ефимов когда стал командиром звена начал тщательно планировать действия своей группы над целью, за что его однополчане назвали его "академиком". Правда потом предполетную подготовку ввели в других звеньях и эскадрильях.
Сама заявка на авиаудар в 1941 г. шла по инстанциям 8 - 12 часов! Прямой связи с штабом стрелковой дивизии и штабом авиационной дивизии не было. Сначала заявка уходила в штаб армии, потом в штаб фронта, затем в штаб ВВС фронта и только потом в штаб или на КП авиадивизии.
Как видим низкий общий уровень образования командиров Красной Армии играл большую роль, без систематического общего образования командиры не умели и не желали делать умственную работу, анализировать постоянно меняющуюся боевую обстановку и принимать соответствующее решение.
Царствовал откровенный антиинтеллектуализм, когда командир занимающийся элементарной умственной работой поднимался на смех.
Мне вспоминается радеющий за дело А. И. Покрышкин, которого после войны "за строптивость" вообще изгнали из ВВС в ДОСААФ.
Настаивал на ответственном подходе к делу он и весной 1941 г., когда учил пилотов-истребителей в Одесском военном округе:
"Летный состав эскадрильи был разный по подготовке. Некоторым надо было уделять особое внимание, чтобы научить летать, как требовалось для перехода на МИГ-3. Происходила и ломка психологических навыков, приобретенных в полетах на прежних самолетах. Новое кое-кому давалось с трудом. Особенно сложно шло дело у Семена Овчинникова. По своему характеру он более подходил для штабной работы. Учитывая это, Овчинников и был назначен адъютантом нашей эскадрильи. Он упорно отстаивал свои принципы действий в воздухе, был ярым сторонником плавной техники пилотирования. Наши споры иногда доходили до ссор.
— Семен! Когда ты перестанешь пилотировать самолет в замедленном темпе? Между фигурами пилотажа делаешь паузы. Так истребителю действовать нельзя, — доказывал я. — Этим дашь противнику время на атаку и прицеливание.
— Пилотирую правильно. А ты что делаешь с машиной? Ты ее так бросаешь, что вот-вот сорвешь перкаль с крыльев.
— По-другому сейчас нельзя. Хочешь победить — энергичнее делай фигуры, не бойся перегрузок. Надо, чтобы в глазах темнело.
— Знаешь что? Ты летай по-своему, а я буду летать так, как положено.
— Меняй свое мнение, иначе в первом же воздушном бою тебя собьют!
Трудно было доказать Овчинникову, что становление бойца, формирование его качеств — профессиональных, моральных, волевых — идет сейчас, в ходе полетов, в дни учебы".
А очень и очень многие летчики и их командиры, видимо, просто "отбывали номер" даже на фронте. Что аукнулось большими потерями авиаторов и невысокой эффективностью боевой работы.
Вернемся к Ил-2.
Летный состав в итоге плохо применял по наземной цели вооружение, выбирая неправильный выбора направления захода при атаке цели, открывал огонь на большой дальности.
А если прибавить к тому, что слабо подготовленные пилоты при атаке больше управляли самолетом, чем куда-то целились.
Средний налет пилота-штурмовика на Ил-2 в 1941 г. составлял 3 - 4 часа! Курсант успевал пролететь по кругу, два-три раза по маршруту, два-три на групповую слетанность и два-три - на стрельбу и бомбометание. В начале войны долго учить курсантов времени и ресурсов не было. Хотя минимум налета для того, чтобы держаться в строю группы Ил-2 нужно было целых 50 часов. А в летных школах осенью даже посылали будущих штурмовиков помогать убирать урожай в колхозах, летчики теряли и так невысокую квалификацию через 3 месяца его надо было учить заново.
Конечно в 1941 г. еще были пилоты "Илов" пересевших с Су-2, Р-5 и других. Им было полегче.
Летчик-штурмовик Ефимов впоследствии отмечал, что эффективно применять бортовое оружие мог только прекрасно владеющий техникой пилотирования летчик.
В 1941 - 1943 гг. низкий уровень подготовки большинства летчиков-штурмовиков определялся порочной системой комплектования авиаполков, он отводился в тыл только почти полностью выбитым, а в тылу пополнялся плохо обученной молодежью. Так полк мог переформироваться не единожды.
В октябре - ноябре 1941 г. из-за недостатка автотранспорта самолеты могли простоять до 2 часов, потому что подвоз горючего и авиабомб запаздывал. Боевой вылет мог и вовсе сорваться.
Была проблема с запасными частями и квалификацией технического состава. В конце 1941 г. 90 % техников штурмовых авиачастей не имели специального образования, не знали самолета Ил-2 и мотора АМ-38, оружейники не могли обслуживать пушки и пулеметы, из-за чего они отказывали в бою.
К 1 октября 1941 г. половина Ил-2 в действующей армии была неисправна. К 5 декабря 1941 г. неисправными оставалась треть. В среднем в авиачастях процент неисправных Ил-2 был 32 %.
К поломкам вела техническая малограмотность или халатность летчиков и техников.
Самолет был недостаточно удобен в обслуживании, что увеличивало время подготовки Ил-2 к вылету.
Многие рядовые операции требовали снятия тяжелых бронелистов. Получалось так, что у немцев возможны были 5 - 10 вылетов в день, а у ВВС КА они были невозможны. Максимум делалось до 3 вылетов. Хотя пилоты могли летать и больше.
Замедляли боевую работу конструктивные недостатки. Первые Ил-2 заправлялись бензином через одну горловину целых 25 минут.
Командование не умело создавать сеть аэродромов приближенных к фронту, а также быстро перебазировать авиацию вслед за наступающими войсками.
Потери штурмовиков в начале войны были громадными.
В июле - сентябре 1941 г. один Ил-2 терялся в среднем не в 13, а в 8 - 9 боевых вылетах, а то и в 3 - 4.
Свой вклад в сбитии советских штурмовиков внесли "Мессершмитты" Bf109F, они 15-мм бронебойными снарядами с 400 м (под углом не менее 50°) пробивали 12-мм поперечную плиту за которой находился бензобак и летчик. Со 100 м (под углом не менее 60°) пробить броню могли 15-мм фугасные снаряды.
А "мессершмитты" при атаке Ил-2 подходили на 40 - 50 м. Боковые 6 мм бронелисты Ил-2 пробивались 15-мм бронебойными снарядами с 400 м. (под углом всего 20°).
Bf109F-4 появившийся в августе 1941 г. получил уже 20-мм пушки. Даже фугасные 20-мм снаряды поражали забронированный мотор с 600 м, в 6 мм верхней броне кабины летчика фугасные 20-мм снаряды делали пробоины диаметром 80 - 170 мм.
Хоть немного на руку советским пилотам-штурмовикам пошла неправильная тактика атак немцами Ил-2, они вставали не прямо за самолетом, а немного сбоку, чтобы поразить и летчика, и мотор.
Бывало, что расстреливали весь боезапас, тогда самолет и прозвали "бетонным бомбардировщиком". В 54-й и 51-й истребительной эскадрах люфтваффе в 1941 г. сложилось мнение о том, что Ил-2 из 15-мм пушки трудно сбить.
Но стоило немецкому истребителю зайти покруче сбоку и броня штурмовик уже не спасала. Генерал Мёльдерс в ноябре 1941 г. продемонстрировал тактику атаки штурмовиков, он зашел на истребителе под углом 30 ° к Ил-2 и дал очередь, самолет вспыхнул и упал.
Были конечно пилоты, которые заходили строго в хвост Ил-2, тогда самолет можно было сбить без маневров.
К тому же у Ил-2 не было брони сверху головы пилота, мотора и заднего бензобака.
В июле 1941 г. из штурмовых авиачастей пошли требования выпускать двухместный Ил-2 с воздушным стрелком.
Хотя специалистами оценивалось, что воздушные стрелки снизят потери только на 20%, а лучшие результаты даст обучение пилотов-штурмовиков противозенитным маневрам, уклонению от атак истребителей, улучшение взаимодействия с истребителями и т. п.
Помимо истребителей большую проблему составляло вражеское ПВО.
От зенитного огня с земли Ил-2 могла спасти броня только при попадании снаряда в бронеплиту под очень малым углом.
Из-за того, что крылья Ил-2 были деревянными при попадании зенитного снаряда появлялась пробоина 200 мм с равными краями. Самолет сильно кренился, в горизонтальном полете его было удержать непросто. Если бы крыло было цельнометаллическим машина бы просто отделалась небольшой дыркой.
Зенитные снаряды деревянную заднюю часть могли просто отпилить. Пытались отстрелить крылья и хвост немецкие истребители.
Немцам в плюс играли их зенитные 20- и 37-мм автоматы. 37-мм Flak37 выпускал 188 снарядов в минуту, а 20-мм Flak38 – 480. К тому же по "Илам" могли работать сразу несколько установок.
Зенитчики могли сконцентрировали огонь на одной из точек "оборонительного круга", через которую проходили все самолеты.
В 1941 г. немцам невольно помогали сами летчики-штурмовики, они пренебрегали противозенитными маневрами, не уклонялись от трасс и разрывов снарядов.
Положенные Ил-2 истребители прикрытия могли бросить своих подопечных уходя от зениток или увлекшись боем с "мессершмиттами". Иногда истребители просто теряли своих подопечных, так как взлетали с разных аэродромов, также могли их потерять на маршруте, особенно когда штурмовики шли на бреющем сливаясь с фоном земли.
Ильюшин отреагировал на просьбы пилотов-штурмовиков и создал в сентябре 1941 г. двухместный Ил-2 с мотором воздушного охлаждения М-82, причем задний стрелок закрывался броней. Дальность полета достигала 960 км.
В это время заводы №№ 18 и 1 получили приказ отработать самолет для массового производства. Но из-за эвакуации новый штурмовик в производство не пошел.
Продолжили совершенствовать Ил-2 и тактику его боевого применения уже в 1942 г.
Может сложиться мнение, что Ил-2 нужно было не использовать, пока не выучатся летчики, но ситуация складывалась такая, что удары штурмовиков по танковым и механизированным колоннам были необходимы и давали определенный эффект замедляя вражеское наступление.
Спасибо за прочтение.