Анатолия Зверева можно назвать страстным экспериментатором, он с удовольствием смешивал различные материалы, например, такие как масло и темпера[1], которые по своей сути не совместимы. Он также переписывал старые картины. Его творческое наследие было очень обширным и разнообразным.
Действия художника, хотя и нарушали иногда технологию и приводили к проблемам сохранности произведений, также являлись частью его творческого процесса. Они позволяли ему выражать свою индивидуальность, исследовать новые возможности и создавать уникальные работы.
Для реставратора такие эксперименты одновременно и интересны, потому что именно для таких случаев разрабатываются новые методики и пробуются новые материалы, и вызывают грусть, так как сложные случаи требуют времени, усилий и средств, некоторым владельцам таких произведений проще избавиться от такого "хлама", и зачастую это приводит к утрате произведений искусства.
И я сейчас не только про картины Зверева.
Картина поступила в работу с живописью в очень аварийном состоянии, краска буквально кусочками лежала на поверхности холста, некоторые частицы были перевёрнуты. Хаотичная мозаика из красочного слоя с грунтом. Картину нельзя было держать вертикально, иначе 60% картины просто бы утратилось.
На изображении угадываются красные цветы на синем фоне. А в верхней части картины просматриваются буквы «АЗ» и цифры «81» – подпись художника и дата создания картины.
В верхней части картины красочный слой был более толстый, к низу – более тонкий. Прослеживался необычный рельеф на поверхности. Было непонятно, автор писал свою картину по другой готовой картине или использовал какую-то смешанную технику.
После визуального осмотра и проведения физических исследований, стало понятно, что картина – «слоеный пирог»: изначально на кромках просматривается красочный слой (розовые и серые оттенки тонкого слоя краски) другой картины, затем на неё нанесено несколько слоев грунта, которые сильно отличаются друг от друга по текстуре, первый слой – тонкий, во втором слое художник использовал грунт, напоминающий клеевой [2], причём второй слой нанесён с грубейшим нарушением технологии:
- грунт нанесён толстым слоем;
- в грунт не был добавлен пластификатор [3];
- клеевой грунт нанесён поверх масляного.
Эти нарушения и привели картину к состоянию, в котором она поступила на реставрацию: толстый слой грунта без добавления пластификатора естественно растрескается, и так он нанесён на поверхность, с которой совсем не образовал прочной связи (как мы все знаем масляная пленка обычно отталкивает воду), на картине образовались множественные утраты и оставшиеся некоторые фрагменты свободно лежали на поверхности картины.
И вот мы с Вами разобрались, почему произошли такие разрушения.
Первостепенно, требовалось заняться укреплением отстающих участков живописи и вернуть фрагменты на свои места.
Почему всё-таки реставрация получилась не стандартная?
Ответ прост: стандартные методы укрепления в данном случае не подходили.
Как происходит обычно – на картине есть аварийные участки (краска с грунтом или без начинает трескаться и постепенно отходить от плоскости картины –происходят утраты), на нашей картине краска была очень жесткая и хрупкая, она не размягчалась стандартным способом, чтобы ее легко можно было «приклеить» обычным для таких случаев натуральным клеем. Она на него просто-напросто не приклеивалась. Поэтому в ход пошли не стандартные методики – применение синтетических клеев. После выполнения нескольких проб, был выбран наиболее подходящий материал и способ работы с ним. Согласно нему и было продолжено укрепление.
И началась долгая и кропотливая работа над укреплением грунта с красочным слоем на аварийных участках, где каждый отдельный фрагмент, как пазл, устанавливался на своё место.
После того, как все «пазлы» были возвращены на свои места, выполнялось общее профилактическое укрепление: специальная тонкая бумага, нанесённая на лицевую сторону картины, фиксировала результат. Таким образом стало возможным продолжить работу с оборотной стороной холста.
Далее было выполнено:
- растяжка картины на рабочем подрамнике и устранение деформаций основы;
- подведение реставрационных кромок;
- изготовлен новый экспозиционный подрамник;
- картина натянута на новый подрамник;
- в места утрат подведён реставрационный грунт;
Картина имеет очень выраженную фактуру, и, чтобы имитировать рельеф авторского красочного слоя, потребовалось воссоздать на утраченных участках имитацию мазков кисти и рельеф мастихина. Очень кропотливый процесс.
После реставрации картина приведена в экспозиционное состояние: восстановлена целостность изображения, с учётом особенностей живописной манеры художника.
Не смотря на то, что часть картин художника находится в плачевном состоянии, до сих пор его произведения оказывают влияние на современное искусство. Его эксперименты и необычные подходы к работе вдохновляют многих художников и позволяют им видеть мир по-новому. Множество его работ стали настоящими шедеврами и сейчас востребованы на аукционах и выставках.
_____________________________________
1 — темпера, или темперная краска – это водорастворимая краска, состоящая из порошкового пигмента и связующего вещества, которое в свою очередь бывает искусственным (высыхающие масла в водном растворе клея) и натуральным (эмульсия из воды и яичного желтка).
2 — клеевой грунт – это вид грунта, в составе которого присутствует связующее вещество в виде водорастворимого клея (желатина, казеина и т.д.) и наполнитель (мел, гипс, пигмент и т.д.).
3 — пластификатор – это вещества, которые вводят в состав для придания эластичности или пластичности.