Во время пленарной сессии на Тюменском Промышленно-энергетическом форуме несколько раз прозвучала мысль, что российские компании начали заниматься импортозамещением в 2014 году. Понятно — почему.
Но я бы напомнил, что впервые об импортозамешении заговорили ещё в конце 2000-х. Хотя, почему "заговорили". Им занялись.
К примеру, у нас были вложены деньги в трубные производства, и те прошли глубокую модернизацию. Притом тут же новые трубы пошли в закупки и стали использоваться на новых газопроводах (включая экспортные). Они вытесняли продукцию европейских и азиатских предприятий.
Их использовали не только на новых магистралях. Я напомню, что нефте- и газопроводов у нас порядка 220-225 тыс. км. Периодически их надо обновлять. Для этого необходимы трубы.
Кроме этого, в 2009 году у нас запустили производство газоперекачивающих агрегатов мощностью 32 МВт. Да, это был лицензированный продукт. Но доля российских комплектующих в нём повышалась ежегодно.
В начале 2010-х начали разрабатывать новые российские катализаторы (в первую очередь — каталитического крекинга).
Тогда же начали производить современные моторные и промышленные масла, которые помогли насытить внутренний рынок после ухода ряда зарубежных игроков в 2015-2016 году. Объём импортируемых сложных, современных масел и смазок тогда сократился с 750 тыс. т до 250 тыс. т. А спрос остался на прежнем уровне.
Понятно, что 2014 год подстегнул процесс. Но если бы не было подготовленных к тому моменту мощностей, процесс шёл бы куда как сложнее.