Найти тему

Успешное Мышление: Смена субмодальностей

При помощи субмодальностей мозг кодирует отношение. Так что меняя субмодальности можно «перекодировать» это самое отношение. Звучит, конечно, несколько технологично, но делается довольно просто: сдвинул картинку, усилил звук, сделал цвета ярче… При чём схема будет довольно стандартной, вне зависимости от того, что мы пытаемся сделать: изменить отношение к человеку, переоценить ситуацию, усилить мотивацию и т.д. и т.п.
Общая схема смены субмодальностей

Для начала, нам нужно определить, что мы хотим изменить. Это у нас будет «рабочий» объект.
▶️ Напоминаю, что менять при помощи субмодальностей мы можем только отношение к ситуации (человеку, вещи, действию).

Потом мы выбираем «эталонный» объект – нечто схожее, к чему у нас желаемое отношение. Если есть человек, который раздражает (и хочется это отношение изменить) – ищем человека, к которому испытываем спокойствие. Если мысль о написании диплома вызывает отвращение – думаем, что делать нравится. Ситуация с собой в прошлом вызывает стыд – ищем ситуацию с собой, которая воспринимается с юмором.
Находим субмодальные отличия между «рабочим» и «эталонным» объектами.
Меняем субмодальности «рабочего» объекта на субмодальности «эталонного».
Вуаля. А теперь по шагам, на примере смены субмодальностей неприятной ситуации.

🟢
Смена субмодальностей неприятной ситуации

При помощи субмодальностей мозг кодирует отношение. Так что меняя субмодальности можно «перекодировать» это самое отношение.

1️⃣ Рабочая ситуация
Выберите из своего опыта ситуацию, отношение к которой вы хотите изменить.

2️⃣ Эталонная ситуация
Выберите из своего опыта ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.

3️⃣ Субмодальные отличия
Найдите три субмодальных отличия «Рабочей» и «Эталонной» ситуаций.

4️⃣ Изменение
Замените субмодальности «Рабочей» ситуации на субмодальности «Эталонной».

5️⃣ Проверка
Если оценка ситуации стала желательной, то вы закончили. Если нет, то вернитесь на третий шаг и найдите еще несколько субмодальных отличий.

6️⃣ Новые возможности
Вспомните «Рабочую» ситуацию и определите, как изменилось ваше отношение. Подумайте о том, как бы вы могли вести себя в этой ситуации по-другому. Найдите не менее трёх вариантов нового поведения.

7️⃣ Экологическая проверка
Проверьте экологию: «Может ли полученное изменение как-то повредить мне в жизни?»
Если «Да» – вернитесь на 2-й шаг и выберите другую, более подходящую «эталонную» ситуацию.

🔵 Закрепление результата
В некоторых случаях желательно результат «закрепить». Это может быть полезным, если при изменении обнаруживается, что новый образ «неустойчив» и постоянно пытается вернуться в старое, нежелательное состояние.
Предположим, что вы уже нашли субмодальные различия между «рабочей» и «эталонной» ситуацией.

1️⃣ Два вида «рабочей» ситуации
Вам нужно определить два вида «рабочей» ситуации: старый (нежелательный, со «старыми» субмодальностями) и новый (желательный, с «новыми» субмодальностями).

2️⃣ Закрепление
Посмотрите на старую картину «рабочей» ситуации, резко смените её на новую картинку «рабочей» ситуации. Отвлекитесь: посмотрите вокруг. Повторите процесс 5-7 раз.

3️⃣ Проверка работоспособности
Проверьте, насколько устойчиво изменение. Если вы представляете себе старую картинку «рабочей» ситуации, она должна стать менее «устойчивой»: расплываться, удаляться, меняться на новую. Иногда говорят, что «её трудно удержать».

🟢 Демонстрация
Оператор: – Даша, вспомни неприятную ситуацию, отношение к которой ты бы хотела изменить.
Клиент: – Да, есть такая ситуация.
Оператор: – Мне не нужно содержание, но давай как-нибудь её назовём.
Клиент: – Пусть будет «Спор».
Оператор: – Отлично. Мы собираемся изменить отношение к ситуации «Спор». Но нам нужна «эталонная» ситуация – та, к которой ты относишься так, как хотела бы относиться к «спору».
Клиент: – Она должна быть связана с предыдущей ситуацией?
Оператор: – Нет. Просто ситуация, которая связана с тобой.
Клиент: – Да, я нашла её.
Оператор: – Назови её.
Клиент: – «Чтение».
Оператор: – Расскажи мне про «Чтение». Не про содержание, а про то, как ты её воспринимаешь.
Клиент: – Я читаю.
Оператор: – Ты это видишь, слышишь, чувствуешь?
Клиент: – Вижу. Я вижу, как я читаю.
Оператор: – То есть, ты видишь себя со стороны?
Клиент: – Да.
Оператор: – Где расположен экран, на котором показывают Дашу, которая читает?
Клиент: – Вот здесь, передо мной, на расстоянии руки.
Оператор: – Можешь руками показать размер картинки.
Клиент: – Вот.
Оператор: – Хорошо. Это кино или фотография? Есть там движение?
Клиент: – Там есть движение. Я вижу, как перелистываю страницы.
Оператор: – Итак, «чтение»: расположена перед тобой, на расстоянии руки, есть движение. Так?
Клиент: – Да, всё верно.
Оператор: – Замечательно. Теперь давай вспомним о «Споре».
Клиент: – Я вижу, как я спорю.
Оператор: – А где расположена эта картинка?
Клиент: – Слева внизу.
Оператор: – Покажи рукой, где.
Клиент: – Вот здесь. Вот такого размера.
Оператор: – То есть она меньше, чем «Чтение», слева внизу, и, как ты показываешь, она наклонна?
Клиент: – Да.
Оператор: – Там есть движение?
Клиент: – Да, там тоже есть движение.
Оператор: – А какая картинка ярче?
Клиент: – «Чтение» ярче.
Оператор: – Они цветные, чёрно-белые?
Клиент: – Обе цветные. Только в «Чтении» цвета более насыщенные, а в «Споре» они более блёклые.
Оператор: – Хорошо. Давай попробуем изменить. Сделай сейчас следующее: мысленно вырежи картинку «Чтение» из пространства, а теперь возьми «Спор» и вставь точно в это место пространства. Одновременно он станет ярче и цвета станут более насыщенными.
Клиент: – Я сделала. Но что-то не очень. Немного полегче, но не более того.
Оператор: – Хорошо. Верни обе ситуации на места и давай поищем, чем они ещё отличаются. В «Споре» ты видишь себя со стороны, или смотришь на всё своими глазами?
Клиент: – Я в ситуации.
Оператор: – А в «Чтении»
Клиент: – Я вижу себя со стороны.
Оператор: – Движение в обоих случаях происходит одинаково? Или может есть рывки, одно кино быстрее или медленнее?
Клиент: – В «Споре» как будто зацикленный кусочек кино. И он несколько быстрее. И повторяется, повторяется.
Оператор: – А в «Чтении»?
Клиент: – Там я просто вижу, как я читаю. Оно плавное, спокойное.
Оператор: – Так, как ты говоришь, получается, что в «Споре» оно идёт рывками.
Клиент: – Да, действительно.
Оператор: – Подведём итог. «Чтение»: перед тобой, более яркая, цвета более насыщенны, движение более плавное, медленное, кино продолжительное, здесь ты видишь себя со стороны. «Спор»: слева внизу, меньше, наклонное, менее яркая, цвета блёклые, движение прерывистое, более быстрое, кино короткое, и ты в ситуации?
Клиент: – Всё правильно.
Оператор: – Хорошо. Теперь делаем так. Ты опять вырезаешь «Чтение» из пространства, потом берёшь «Спор» и вставляешь прямо в это же место пространства. Ты выходишь из ситуации и смотришь на себя со стороны. Одновременно картинка «Спора» становится более яркая, цвета более насыщенными, кино более продолжительное, тебе будут показывать более плавное, без рывков, медленнее.
Клиент: – О! Я сделала.
Оператор: – Что изменилось?
Клиент: – Я поняла, что не всё так плохо. Когда я сейчас вижу ситуацию целиком, и понимаю, что можно было бы поступить по-другому.
Оператор: – Отлично. Придумай, как бы ты могла по-другому поступить в той ситуации. Три-четыре варианта.
Клиент: – Да, я придумала.
Оператор: – Подумай: то, что ты изменила отношение к этой ситуации может тебе как-то повредить в жизни?
Клиент: – Нет. Скорее наоборот.
Оператор: – Спасибо.

🟢 Приёмы
Если трудно изменить субмодальность «напрямую», можно придумать какой-нибудь приёмчик. Если надо перенести на другое место:
– Вырежи эталонную картинку из пространства и в образовавшееся место вставь рабочую картинку.
– Возьми картинку руками и перенеси…
Если вам нужно изменить яркость, цвета и прочее:
– Представь, что у тебя пульт от телевизора. Ты нажимаешь кнопку…
Если нужно изменить цвета:
– У тебя в руках кисточка. Раскрась в нужные цвета.
Поищите, где-то в опыте обязательно есть необходимые навыки. Все мы что-то передвигали, раскрашивали, пользовались телевизором или компьютером.
Изменение всего набора субмодальностей удобно привязать к изменению одной субмодальности. Например, если различие в ассоциации-диссоциации, можно сказать:
– Ты входишь в картинку, и одновременно меняются цвета, появляется движение…
Если есть различия в местоположении:
– Ты ставишь картинку «рабочей» ситуации на место «эталонной». Как только ты это сделаешь, изменится фокус и объём.
Плоское – объёмное:
– Ты делаешь картинку объемной, одновременно с этим она перемещается и у неё меняется фокус…