Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Уж очень активно сейчас обсуждаются в транспортных кругах новые правила перевозок. А именно, про необходимость уступать в определенные часы место у стола (пункт 93):
По требованию проводника вагона поездов дальнего следования пассажир, проезжающий на нижней полке, обязан предоставить место у столика пассажиру, проезжающему на верхней полке, для приема пищи. Время для приема пищи составляет в утренние часы (с 7:00 до 10:00) и вечерние часы (с 19:00 до 21:00) не более 30 минут, в обеденное время (12:00 до 15:00) не более 1 часа.
У пассажиров уже оно вызывает самые разные чувства, однако, больше всего обсуждается вопрос, а что вообще имеется в виду под словом «место»? Под прошлой статьёй, где я кратко высказал свое мнение (как или как кто-то написал - свои «хотелки») по поводу новых правил, очень много комментариев такого содержания:
Не вводите в заблуждение!!! Где написано, что обязан пускать на полку???
Иначе говоря, люди апеллируют к тому, что «место у столика» - это не обязательно нижняя полка. Формально, этим самым «местом» является и место в проходе. Отсюда и заголовок статьи, что мол, «вещи я со стола уберу, чтобы пассажир сверху мог поставить свою еду на него, а вот сидеть на свою полку - не пущу». Давайте немного покопаемся в документах, чтобы понять, что же такое «место». Сразу скажу, что я не юрист, но очень постараюсь.
Что стоит за словом «место», когда дело доходит до пассажирских перевозок железнодорожным транспортом?
Основной документ регламентирующий эти самые перевозки - «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 5.09.2022 № 352». Смотрим на 22 пункт, который гласит:
«При оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования в проездном документе (билете) указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство, пол пассажира и номер документа, удостоверяющего личность, наименование перевозчика, номер поезда, тип или класс вагона, класс обслуживания, номер места, станции отправления и назначения...»
Также есть ещё 32 пункт:
«При проезде в поезде дальнего следования пассажир имеет право провозить бесплатно 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место...»
Иначе говоря, в правилах перевозок, под словом «место» подразумевается либо лежачее (полка), либо сидячее место (кресло в сидячем вагоне, «Ласточке» или «Сапсане»). Короче говоря, место - это полка, значит полку надо уступать. Всё, расходимся? Или же нет? А вот дальше начинаются уже несостыковки.
Дыры в законах
Российское законодательство во многом несовершенно, и в нём присутствуют, так называемые, «дыры», либо «лазейки». Начнём с того, что в 74 пункте прямо сказано, что в вагонах «Люкс», СВ, в купейном и плацкартном все места - для лежания. Никаких других мест просто нет, что ещё раз подтверждает тезис из предыдущего абзаца, что место = полка.
Далее смотрим пункт 92, который гласит:
«Каждый пассажир при наличии проездного документа (билета) занимает место, указанное в его проездном документе (билете), при проезде в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест. <...>. Проезд на оплаченных пассажиром местах допускается только для пассажиров, указанных в проездных документах».
Иначе говоря, на каждом отдельно взятом месте, имеет право ехать только тот человек, который его купил, то есть у которого на него есть проездной документ (билет).
Что в итоге?
В целом - ничего. Один момент мы точно разобрали, что уступать всё таки надо не место в проходе, а именно полку. Однако, второй момент - 93 (тот самый) пункт никак не стыкуется с 92 пунктом, который гласит, что чужое место занимать нельзя в принципе. Это если мы говорим на языке сухих норм. То есть вроде как получается, всё таки, речь идёт о проходе.
Или, говоря иначе, 93 пункт правил просто нерабочий с точки зрения закона, что он есть, что его нет - разницы никакой. Поэтому, Минтрансу хочется пожелать лучше прорабатывать свои инициативы, а пассажирам поездов дальнего следования - уважать друг друга и жить в дороге дружно, или, хотя бы, не мешать друг другу.
Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!