Мне кажется, что у каждого человека есть место силы. Это место успокаивает и энергетически подпитывает человека, в таком месте ты счастлив, в него хочется возвращаться. Для меня есть несколько таких мест - кампус МГУ на Воробьёвых горах, моя дача и судно (причём даже не так важно, какое, но для простоты пусть будет Фёдоров). Моя научная руководительница тоже имеет в своём арсенале такое место силы, даже не одно. Но больше всего она рассказывает именно про полевую станцию Мухрино.
Это самое Мухрино находится на болотах богом забытых низин Ханты-Мансийского автономного округа. Как известно, все полевики-экспедиционщики самые что ни наесть эскаписты, поэтому чем дальше от шумного города и давящего общества, тем лучше. И вот мне выпало счастье побывать на этой самой станции.
Сама станция изначально строилась энтузиастами из ЮГУ (Югорского государственного университета) как база наблюдений за болотными экосистемами. Потом ребята выиграли грант от Тюменской области на развитие супер современных исследовательских полигонов. А потом к ним стали ездить группы учёных и устанавливать свои приборные комплексы по измерению метана и углекислого газа на болотах. Так всё и сложилось.
Утром 15 сентября мы сели в наши комфортабельные микроавтобусы и нас куда-то повезли. Я резво воткнула в уши наушники, предвкушая 2 часа дороги и беззаботного прослушивания музыки. Стоило третьему треку доиграть, как наша машина свернула на стоянку придорожного кафе. Ежась от прохлады тени, ещё не обогретой утренним солнцем, мы вышли из машины и увидели их. Три вездехода стояли пыжились огромными колёсами и сверкали пока не запачканными боками, ожидая пока мы их хорошенько рассмотрим и достаточно восхитимся. Китайцы были в восторге! Столько мощные создания обещали своим появлением непредсказуемый экстрим.
Вдоволь нафотографировавшись, мы расселись по вездеходам. Восемь человек поместились в юркий “Шерп”, около 12 человек разместились в огромном “Хищнике”, а остальным достался сверкающий белизной вездеход (не помню, как он назывался). С шоссе, мы свернули на пойму и довольно бодро ехали по ней. “Шерп” возглавлял колонну. Наш водитель был полон энтузиазма. Но стоило нам свернуть в лес, как начались проблемы. Сначала мы столкнулись с няшей (грязевой жижей), потом столкнулись с реальными габаритами вездеходов. Дело в том, что наш вездеход был самым маленьким и мог пролезть почти везде, тогда как остальные две машины имели более крупные габариты и с этим приходилось мириться. Первым застрял беленький. Его пришлось на тросе вытягивать из грязи. Потом мы остановились перед бревном, перегородившим дорогу. Пришлось его пилить в срочном порядке
Каждая остановка в связи с поломкой была для нас поводом прогуляться и посмотреть на местный лес или болота. А, они, скажу я вам, просто сияли чуть тронутой желтизной осени и ржавели болотными мхами.
Под конец поездки, как вишенка на торте, потерпел поражение наш бодрый “шерп”. Оказалось, что на обычных вездеходах нужно выходить и каждый раз либо спускать, либо надувать каждое колесо. На “шерпе” же колёса соединены единой системой. С одной стороны, водитель мог нажав только одну кнопку сбросить давление во всех шинах одновременно. Это несомненное преимущество! С другой же стороны, именно это его и сгубило. Под конец поездки одна из шин не то лопнула, не то отошла от своего обычного положения, и все остальные шины последовали её примеру незамедлительно. Доползли мы до конца маршрута на спущенных шинах. Сдали нашего горемыку-водителя бравым ребятам с базы, которые обещали решить все его проблемы, и отправились на экскурсию по болоту.