Найти в Дзене

Читаем второй семинар Лакана. Глава 1

Задача, которую ставит Лакан на этом семинаре – определить природу Я. Это понятие появилось задолго до Фрейда, использовалось и философами и широкой публикой, хотя по пути претерпевало некоторые изменения. Сложно сказать, как именно люди понимали Я в древности. Также сложно помыслить мир и до появления этого понятия. Имея современное представление о Я, едва ли можно представить жизнь доЯвую. То, что делает Фрейд – это новое событие в истории Я. Лакан говорит, что Фрейд совершает коперниканский переворот. До Коперника в науке главенствовали геоцентрические представления – Земля представлялась центром космоса, все тела вращались вокруг нее. Коперник же предложил гелиоцентрическую систему – Земля смещается из центра и уступает это место Солнцу. Похожий переворот Фрейд проделывает с Я. Занимаясь психоанализом он получает все больше подтверждений тому, что человек/субъект/сознание не совпадает с Я. Я для сознания непрозрачно, не очевидно. Так же, как мы не узнаем свойства любого объекта, по

Задача, которую ставит Лакан на этом семинаре – определить природу Я. Это понятие появилось задолго до Фрейда, использовалось и философами и широкой публикой, хотя по пути претерпевало некоторые изменения. Сложно сказать, как именно люди понимали Я в древности. Также сложно помыслить мир и до появления этого понятия. Имея современное представление о Я, едва ли можно представить жизнь доЯвую.

То, что делает Фрейд – это новое событие в истории Я. Лакан говорит, что Фрейд совершает коперниканский переворот. До Коперника в науке главенствовали геоцентрические представления – Земля представлялась центром космоса, все тела вращались вокруг нее. Коперник же предложил гелиоцентрическую систему – Земля смещается из центра и уступает это место Солнцу. Похожий переворот Фрейд проделывает с Я. Занимаясь психоанализом он получает все больше подтверждений тому, что человек/субъект/сознание не совпадает с Я. Я для сознания непрозрачно, не очевидно. Так же, как мы не узнаем свойства любого объекта, попавшего в поле внимания, например. Я по большей части бессознательно. «Я почти ничего не знаю о своем Я».

Для многих последователей Фрейда этот переворот оказался чересчур. Взяв удобные куски психоаналитической теории они проигнорировали главное – децентрацию субъекта. Привычный взгляд оказывается в безопасности, но с водой выплескивается и ребенок. Понять их опасения тоже можно – Фрейд затеял революцию. Мало того, что Я – это не центр и не руководитель всей психической жизни, так еще и сама по себе эта инстанция по большей части бессознательна. Из почетного места в центре Вселенной мы улетаем неизвестно куда. А центра субъекта вообще нет.

Если мы игнорируем вышеуказанный переворот, работа в кабинете разворачивается вокруг двух Я – аналитика и пациента. Возникают и поддерживаются воображаемые нарциссические отношения. Я одного человека оказывается круче и совершеннее, чем Я другого, которое нужно усилить. Акцент переносится на сопротивления и защиты. А сопротивления и защиты непременно дадут о себе знать, так как задевается нарциссический миф о себе. Я, а мы помним, что это очаг сопротивлений, ставится в осадное положение. В кабинете не прекращается нарциссическое соперничество. Вытесненное, которое и взывает симптом к жизни, остается незатронутым.

«…анализ, эта высвобождающая, демистифицирующая человеческие отношения операция, с одной стороны, и свойственная человеку, во всяком случае современному человеку, фундаментальная иллюзия “пережитого на опыте”, с другой, вступили между собою в конкретное и весьма эффективое сообщничество.»

Бихевиоризм смотрит на человека как на адаптирующийся к окружающей среде организм (если уж избегать слова «животное»). Он изучает поведение, измеряет показатели, оценивает разумность. Фрейд же показывает, что то, чем человек всю жизнь занимается, едва ли связано с все возрастающей разумностью или совершенством (сейчас модно – продуктивность). Субъект – это не его разум. Психоанализ же позволяет увидеть, что определяет твою жизнь за пределами сознательной части Я.

Бессознательное полностью ускользает из круга достоверных вещей, в которых человек узнает себя в качестве собственного Я, Именно вне этого круга существует нечто, имеющее полное право называться Я и демонстрирующее это право уже тем фактом, что именно заявляя о себе в качестве Я оно появляется на свет. Это и есть то самое, чего область собственного Я, всегда готового выдать себя в анализе за Я в собственном смысле слова, не желало знать.

Еще несколько тем, которые затронуты в первой главе. Подозреваю, что еще будет шанс их осветить позднее.

- разрыв между знанием и истиной

- возникновение Я

- Ларошфуко о самолюбии

- поиски  добродетели в «Меноне» Сократа