Давно народ заметил, что яблочко от яблони недалече падает. Церковь прославляет вместе с Матерью Божьей, Рождество Которой празднуем, и Ея родителей, потому что не будь они таковыми, какими они были, не было бы у них и такой дочери. Церковь как бы указывает нам в прославлении Иоакима и Анны и на сегодняшнем богослужении, и в том, что в течение года всегда на отпустах в богослужении святых и праведных Богоотец Иоакима и Анну поминают, как очень важное для нас напоминание их подвига. Рождество Богородицы было подготовлено очень большим подвигом. Эпоха Рождества Богородицы от нас отстоит чуть побольше двух тысяч лет. Трудно оценить с точки зрения развития духовного, большой это срок или малый, по крайней мере из исторического опыта видно, как усвоить отдельные люди и народы могут довольно быстро.
Сейчас, пример, мне в голову пришёл, взять князей Бориса и Глеба, только-только Русь крестилась, и два воина, князя, имеющие права и на власть, и на собственность, решают уподобиться Христу – не сопротивляться брату своему Святополку и отдать жизнь. Дивное чудо. Откуда такое сознание у этих молодых людей? Хотя мы наблюдаем, даже в песочнице дети дерутся: “Это моё, это я”. Редко можно наблюдать, чтобы кто-то кому-то сказал: “На мою машинку, поиграй”. Всегда какая-то борьба, соревнования, зависть, люди друг у друга отнимают. Чтобы что-то такое привить дитяте христианское, на это вся жизнь должна уйти отца и матери. Теперешние отцы практически вообще в воспитании детей не участвуют, они больше раздражаются и шумят по слабости своей психической, а матери сами с ними справиться не могут. Откуда на заре ещё христианской веры на Руси появились эти два князя, причём не только появились, совершили этот свой подвиг, но мало того, сам народ на это откликнулся, прославили их как святых. Погибли, и не заметили бы, мало ли князья друг друга убивают, это вещь постоянная. Нет, какой это отклик нашло, их прославили как святых. Это тоже дивное чудо, что это совершилось, их подвиг стал известен по всей Руси, мы знаем их и молимся. Недавно Русь крестилась, а сразу какие замечательные плоды. Так и в обратном порядке: Пётр I произвёл некоторые реформы в государстве, Церкви и монастырской жизни, и сразу духовная жизнь Руси деградировала быстро и страшно. Потом это завершала Екатерина и вообще весь правящий слой, как будто это вообще и не христианская страна. Очень много было потеряно. И сейчас, не успела советская власть рухнуть, всего десять-двенадцать лет прошло, а сколько людей откликнулись на зов Божий. Люди и крестятся, и сколько молодёжи идёт в монастыри, и отваживается семью заводить вопреки общественному устойчивому мнению, так сказать, самоедства. Это тоже удивительно даже. Несмотря на то, что среда для обитания совсем неблагоприятная, тем не менее церковное сознание, не у всех конечно, но всё-таки, оно прорывается сквозь этот лёд или асфальт. Это удивительное чудо.
Иоаким и Анна тоже были в таком очень тяжёлом положении. Современному человеку это даже непонятно, потому что для современного человека дети – это обуза или даже проклятие. От детей предохраняются, как от бандитов. Древний мир ближе находится к каменному веку, когда люди одичали, когда жили в пещерах, оборачивались в невыделанные шкуры, питались в основном мясом и кореньями, бесконечно друг с другом воевали, во многом походили на диких зверей, речь их была неразвита, жили очень недолго. Была страшна смертность и от болезней, и от этих стычек друг с другом, ну и, конечно, они были незащищены от зверей, питались этими зверями в основном. Так одичал человек, но память о Боге у изгнанного из рая человека всё-таки сохранялась. Многое, конечно, человек придумал сам, поэтому из собственного опыта он и Бога, а потом и богов стал наделять своими свойствами. Так возникли всякие языческие религии. Во многих народах сохранились предания, которые восходят к единобожию сквозь такое языческое восприятие мира, обожествление природы и так далее. Там угадывается это, но язычество всё топило и искажало. Но сама природа как естественное откровение Божие свидетельствует о едином Творце. Поэтому, даже сохраняя язычество, всегда народы чтили какого-то одного главного бога.
Конечно, какие бы дети ни были противные, жестокие, грубые, больные, какие-то неразвитые, родители всё равно их любят, даже если эти дети доставляют родителям одни только огорчения. Так и Отец Небесный, хотел Господь спасти людей, а как можно спасти? Насильно ведь не спасёшь. Допустим, плохой человек, взять палку и сделать его хорошим. Это невозможно, надо что-то, что в нём есть хорошее, постараться развить. Человек существо разумное, хотя часто и поступает неразумно, и говорит неразумные вещи, и мыслит всякие глупости, но разум у него есть, принципиальное отличие от животных, поэтому Господь воздействовал на человека через слово. Нашёлся в один прекрасный момент такой человек – Авраам, один на всей земле. Трудно сказать, сколько тогда жило на нашей планете людей. Может быть, пятьсот тысяч человек, может, миллион, невозможно даже это себе представить. Авраам был во всём похож на всех, кроме одного – он сохранил в своей душе понятие о едином Боге, Которому и молился, и достиг в молитве такого внутреннего внимания, что мог слышать ответ, какова воля Божия о том или ином событии его жизни, о той или иной его мысли. Он находился с Богом в общении. Он тоже был дикий человек, питался тоже в основном мясом, пас стада. Конечно, ни о какой грамоте речи быть не могло, хотя к тому времени, когда он жил, какая-то письменность уже была иероглифическая, но он к этому, конечно, не был приобщён. Господь его избрал и испытывал всю его жизнь, как бы руководил им. Давал ему через откровения простые задачи, а он их выполнял очень внимательно и послушно. Авраам прожил тяжёлую жизнь, полную всяких скорбей, лишений, несчастий, трудов. Господь не посрамил его надежды и всё то, что Он Аврааму обещал, Он ему давал. Это ещё больше и больше укрепляло его веру. Зачем Господь так делал? Он хотел, чтобы этот человек аккумулировал в себе всю возможную веру Богу древнего человека, чтобы он эту веру смог и детям передать. Существует наследственность, это все знают, наука об этом говорит. Яблоко от яблоньки недалече падает. Для того чтобы и дети Авраама эту веру имели. Запомни, Авраам, что Бог один. Он это крепко очень усвоил и очень крепко передал своим детям. Только и всего, но это было очень важно, что Бог – это не просто священная роща, ручеёк или восходящее солнце, что это всё творение, а Бог – это нечто высшее, это Тот, Который это всё сотворил. Нам кажется, ну что тут такого особенного, но это был огромный шаг, потому что все остальные люди обожествляли природу.
И до сих пор миллиарды людей являются язычниками самыми натуральными. Вся Индия, почти миллиард населения, помимо Индии ещё хватает народу, поклоняются кому угодно, всяким богам с хоботами. Статуя стоит, слоник ушами хлопает, а ему жертвы приносят. Находятся и в Москве такие, всё это на полном серьёзе, что тут удивляться. Хотя люди уже и по Луне ходили пешком, и телефонами пользуются, беспроводной связью, компьютеры вообще сумасшедшие задачи решают, немыслимые, какие-то ракетоносцы существуют. С помощью одного корабля можно любую страну мира уничтожить за несколько секунд, никто и пикнуть не успеет. Уж операции какие делают хирурги, а человек верит в такую чепуху, в какую-то воду из-под крана, которая вылечит рак четвёртой степени.
Это всё параллельно существует. С одной стороны, таким уникальным человеком был Авраам, а с другой стороны, тьма язычества вокруг. Даже родственники Авраама какие-то статуэтки с собой возили по кочевьям, ставили их, молились этим деревяшкам, им жертвы какие-то приносили и веровали, что эти деревяшки их от чего-то спасут. Это проще понять человеку, чем совершить такой полёт души и мысли, будучи человеком простым и неучёным. Неоткуда было эту учёность получить. В то же время такой прорыв к самим небесам, беседы напрямую с Самим Творцом вселенной. Человеку очень трудно было от этого оторваться. Это слово о том, что Бог един, начало жить. Потом, спустя ещё сотни и сотни лет эта вера жила только в одном маленьком народе, среди потомков Авраама. Потом наконец появился пророк Божий Моисей, уже давший закон, который, конечно, не был принят, потому что люди жили, как звери. Какие-то понятия существовали, они всегда интуитивно существуют даже у самых диких народов.
Взять Северный Кавказ, там масса бесписьменных, диких народов. Конечно, они сейчас приобщились к мировой культуре через общее образование, через русский язык, а до середины девятнадцатого века – охота, скотоводство, очень микроскопическое земледелие, ну и свои законы – отомстить, убить, украсть. Этим и жили. Конечно, оставались понятия для того чтобы выжить, потому что всю эту свирепость можно оградить только таким образом. Если я убью, то всех тех, кого я люблю, их тоже убьют. Это всё-таки сдерживало. Ну разве таким образом сдержишь? К чему это приводило? Несколько десятков народов численностью несколько десятков тысяч человек. Вместо того чтобы этому народу быть миллиардному, как китайцы, их двадцать-тридцать тысяч. Почему этих миллиард, а их двадцать-тридцать тысяч? Потому что они резали себя беспощадно, всё время мстили и мстили. С одной стороны, это дало возможность защищаться от этой свирепости, а с другой стороны, эта кровная месть удивительно уничтожает всё самое лучше, что есть в народе. Чтобы привести мысли к человеку, чтобы дать ему заповедь Не убий (Исх. 20, 13).
Потомки Авраама сразу это приняли? Да нет, прошли десятки, сотни, тысячи лет, пока это не стало каким-то образом усваиваться. Были ли убийства? Были, но не в таком масштабе. Когда человек одичает, он же всё время берётся за нож или за камень. Вот сейчас наш народ одичал, какое количество убийств. Восемьдесят процентов убийств в стране совершается кухонным ножом. Почему? Потому что человек дикий, он не имеет никаких понятий, ни заповедей, ни Закона Божьего, он ничего не знает. У него в душе возникла эмоция ненависти, он тут же её реализует с помощью ножа. Не строит какие-то козни, нет, просто взял и убил. А потом: “Ой, что я сделал?” А потом тюрьма. Конечно, девяносто процентов всех преступлений просто в пьяном виде совершаются.
Понятное дело, такого тоже не было в те времена, это всё тоже регламентировалось какими-то религиозными обычаями, правилами. И всё это сходило с неба. Почему закон Моисея приживался? Потому что Моисей от Бога это получил. От Того единого Бога, в Которого все веровали, и поверили Моисею, что он от Бога, что он действительно пророк. Это не просто депутат Государственной думы, сколько ему заплатят, столько он и скажет, а это именно человек пришёл от Бога. Он это всей своей жизнью доказал через веру, что это возможно, что это от Бога и что это правильно. Всё это жило, и весь народ веровал, потому что это было обещано, что придёт Спаситель, придёт Искупитель. Каждый отец, каждая мать, каждый юноша и каждая девушка знали, что вырастут и будут вступать в брак, чтобы создать семью, для того чтобы у них было много детей, потому что много детей – это благословение Божие, а мало детей – это проклятие от Бога. Если у меня много детей, у меня в несколько раз больше шансов, что именно от меня произойдёт Спаситель. И каждый юноша, каждая девушка этого ждали. На тех, у кого не было детей, все показывали пальцем. Почему пальцем показывали? Потому что они ещё дикие люди, им ещё никто не дал заповедь, что нельзя на человека пальцем показывать, это нехорошо. Если идёт инвалид, не надо рот раскрывать и провожать его взглядом, потому что твой взгляд может его как-то покоробить, обидеть. Тогда этому ещё не учили, люди ещё были слишком дикие, чтобы понимать такие тонкие вещи. Это уже стали понимать только после того, как Христос пришёл, когда душа человека уже истончилась настолько, что стали понимать чужую боль. До этого тогда люди не доходили. Простые, грубые отношения, очень прямые, во многом очень хамские, напоминающие нашу российскую действительность, что нам очень хорошо знакомо, понятно и часто нами тяжело переживается.
Они всю жизнь терпели и сами не могли понять, чем они прогневили Бога, потому что люди были очень прямые. Это мы сейчас уже понимаем, что если кирпич падает на голову, это не всегда тебя Бог наказал. Бывает, Бог просто попустил это, а бывает, что Бог тебя просто вразумил, дал тебе какой-то урок. А бывает, что Господь тебя таким образом предостерёг. Например, ты собрался куда-то ехать, а тебе туда не надо. Кирпич на голову падает, и ты не уедешь. Другой бы, если бы он жил в четырнадцатом веке, думал бы, чем же он согрешил, а уже в двадцать первом веке он не думает, чем он согрешил, он думает: “А может мне туда не надо?” Уже человек к такому факту, как кирпич на голову, подходит со смирением, к которому много веков назад человек ещё не был готов, потому что не было ещё ни Серафима Саровского, ни Тихона Задонского, ни Григория Паламы. Некому ещё было объяснить, что не всегда такая прямая связь. В те древние времена люди так и думали, что раз нет детей, значит они вот такие грешники. Они из всего Израиля были самые святые, от них должна была произойти Пресвятая Дева Богородица. Чем Она отличается от всех людей остальных? Тем, что Она самый смиренный человек из всех, кто когда-либо ходил по нашей земле. Вот в чём отличие. А почему нужна была именно такая? Потому что та благодать, которую Она получила от Бога, может быть дана только такому смиренному человеку. Почему, например, Адам с Евой согрешили, а ведь у них помимо Каина и Авеля было много детей, среди которых девочки тоже были. Почему бы сразу эта девочка не стала бы Богородицей? Потому что такого смирения не было. Прошли тысячи лет, пока родилась Такая, у Которой было такое смирение, чтобы Она могла воспринять благодать Божию и родить Сына Божия. Вот в чём дело. Иоаким и Анна, терпя вот это поношение, смирялись всю жизнь. Сначала обижались, плакали, потом, скрепя сердце, терпели, потом, как мы говорим, не обращали внимания, а потом приняли, как есть. Когда это случилось, Господь и дал им дитя. Более того, какой ещё подвиг они совершили – дитя им Господь дал, а они отдали Её на воспитание в Храм. Самое дорогое, что у них есть, они Её же и отдали Богу. Для чего? Чтобы в детскую душу входили только самые святые впечатления. Сейчас храмов много, а тогда, представьте, на всей земле был только один единственный Храм. В этом Храме тоже было много человеческого, всяких недостатков, естественно, но он был единственный. Вот они туда Её отдали на воспитание, чтобы ничего дурное не коснулось Её светлой души, потому что Она была обещана Богу. При Храме много девочек воспитывалось, но Господь избрал именно эту Девочку, потому что Она явилась плодом вот этого их удивительного очищения от всех страстей человеческих, потому что когда человек терпит невинное поношение, в нём убиваются многие страсти. Если он, конечно, терпит со смирением. Если человек бунтует, не согласен, права качает, то вся жизнь уйдёт на это выкачивание прав. Многого добьёшься, безусловно, в отстаивании этих прав, но потеряешь зато смирение.
Этот праздник, который сегодня Церковь празднует, как раз и воспевает хвалу вот этим двум людям. Их совместный плод очень трудной и скорбной жизни – Пресвятая Дева Богородица. Показывается, что не просто родилась Дева Богородица и мы все спаслись, нет. К этому был очень долгий путь. Всё человечество тысячелетиями шло к этому моменту, пока наконец не появилась на свет Такая, Которая могла бы воспринять Духа Святаго в такой полноте, который сотворил бы в Ней плоть Сына Божия. Представляете, Бог, в Котором нет ни тени греха, и для Него сосуд. Какова должна быть Она? Это просто уму непостижимая вещь, потому что среди окружающих нас людей мы таких никогда не увидим и не встретим. Даже среди окружающих нас святых. Мы всегда видим в них некие несовершенства по сравнению с Ней, потому что Она Своим совершенством превзошла даже ангельский чин, поэтому Её Церковь воспевает как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Вот как Её почитают. Она в человечестве превзошла ангельские чины по своей чистоте. Это плод родительского подвига и их отношения к этому. Современному человеку это вообще трудно понять, потому что все люди ориентированы на другое: на институт, на образование, на работу, на карьеру, даже на выйти замуж. Для чего? Чтобы быть счастливой. Как-то не думают о том, чтобы создать семью, воспитать детей, чтобы они были чадами Церкви, чтобы этот человек жил ради Христа. Нет, только охранить, чтобы были сытые, чтобы не болел, чтобы жил долго, чтобы на этой земле устроился. Всё переориентировано.
А у них было правильно, они восприняли ребёночка своего действительно как дар Божий, действительно они Богу и отдали этот дар. У любого человека спроси, что совершили на земле Иоаким и Анна? Скажут: «Ну подумаешь, Дочку родили и воспитали, да ещё с помощью Храма». Только до трёх лет Она дома у них жила, потом отдали. Да, подумаешь, но от Неё-то вышел Спаситель мира. Когда Христос пришёл, Он был один на земле христианин, а сейчас на земле миллиард христиан. Плохо ли, бедно ли, кто как верует – это тема отдельного разговора, но они Христа Спасителя чтут как Бога. То, что Он говорил, они воспринимают для себя как главные слова их жизни. Что-то у них получается, что-то нет, в чём-то они заблуждаются, но тем не менее. Вот что значит родить Девочку и воспитать, какие могут быть последствия. Адам с Евой съели плод, который не полагалось есть, и какие последствия, а они воспитали Девочку, и вот какое последствие. Просто родить и просто воспитать – это не просто, это самое главное дело на свете, которое только может быть, а остальное всё чепуха. Остальное всё вообще не серьёзно. Вообще люди, мужчина и женщина, к этому и приспособлены, для этого дан им и ум, и вообще всё тело – чтобы рожать и воспитывать детей в добре, в правде, в чистоте, в любви, в молитве. Это самое главное дело на свете.
Этот праздник как раз этому нас хочет научить и в этом нас утвердить. Вот что такое Рождество Богородицы, вот что мы должны на самом деле праздновать, вот чему должны детей на уроках Закона Божия учить, именно этому. Вот это, собственно, и празднуется в Церкви. Это Святая Церковь через святых отцов, которые создали наше прекрасное богослужение, пытается внедрить в наши мозги, потому что мир, который изобрёл атомную бомбу, изобрёл дедовщину в армии, изобрёл аборты, изобрёл наркотики, изобрёл пьянство, этот мир хочет нас уничтожить. И он уже уничтожает.
Россия, которая ещё недавно была великим народом, стала помоечной страной. У нас уже теперь ничего нет, а был великий народ. А почему наш народ стал великим, а, допустим, якутский народ не стал великим? Мы же все дети Адама. Почему у якутов нет Мусоргского? Почему у якутов нет Льва Толстого? Мы все дети Адама, у нас равные стартовые позиции. Потому что в русском народе было понятие – рожать и воспитывать детей, поэтому рожали и воспитывали много. Теперь, когда дети стали проклятием, и от них предохраняются, как от бандитов, этого не стало. Где у нас Мусоргский? Нет. Шнитке последний умер, Царство ему Небесное, и пустота. Где у нас Лев Толстой? Нет его. Где писатели? Нет. Кто может назвать хотя бы одного русского художника современного? Их нет. Уж не Шилов. А кто знает русских учёных? Академики есть, сейчас возьмём справочник и прочтём. Где учёные, которых знает весь мир? Да, там есть ещё какие-то старички. Где это всё? Нет. Где русские полководцы, где флотоводцы, где что? Русские алкаши? Пожалуйста, выйди только, сколько угодно. Русская мафия зато есть, вот этим славимся. Те, кто у нас значителен, на слуху и на виду – это всё какая-то мелкотравчатая поросль, которая из себя вообще ничего не представляет. Всё растворилось, почему? Неоткуда брать. Конечно, разве все рыбаки были Ломоносовыми? Конечно, нет, но было столько рыбаков, что из них нашёлся Ломоносов. А сейчас нет, пойди, собери всех рыбаков, они тебе двух слов связать не смогут. Что они могут, каких детей воспитать? Кроме того, как водку пить, ничему не могут научить своих детей. Родить и воспитать детей – это главнейшая вообще задача космического масштаба. Это касается не только нашего народа, потому что от нашего народа зависят сотни других народов русских, которые живут на этой территории. Все зависят – и армяне зависят, и грузины зависят, и те же якуты, дай им всем Бог доброго здоровья. Все очень от этого зависят, потому что без этого и их никого не будет. Здесь хотя бы что-то было, какой-то Достоевский, а там этого и не было. Как в Литве, как был один Чюрлёнис, так он и останется. И больше никогда ничего не будет и быть не может, всё давно кончилось ещё в средние века, когда Литва брала Киев. Была возможность стать великим народом, не получилось. Мы живём в страшную эпоху, когда былое величие своими собственными руками уничтожается.
Праздник Рождества Богородицы нам указывает на тот единственный путь, который может, если не изменить, то в чём-то хотя бы затормозить этот ужасающий процесс. Видите как, вроде бы частное дело – Рождество Богородицы, на самом деле это совсем не простая проблема, она стала для нас, теперешних жителей нашей планеты, главной. Почему? Очень просто, если сейчас больше миллиарда уже язычников, больше миллиарда людей, вообще каждый четвёртый человек в мире уже китаец, а представим себе, их станет половина населения земли, а потом две трети, а остальная треть будут представители ислама. Представьте себе мысленно, чему учит китаец или чему учит магометанец своих детей. Они их научили, как могут, один китаец, другой индус, третий араб, они учат своих детей. Они уже научили, представьте, хорошо нам там будет жить с нашими понятиями, с нашими Ахматовыми, Достоевскими, с нашими Кустодиевыми, с нашими Ларионовыми, Гончаровыми, Кафками? Хорошо нам будет жить, когда ты будешь один, а вокруг тебя будет девяносто китайцев, семьдесят индусов и двадцать или тридцать магометан? Конечно, на мягких, жёстких, разных дисках останется то, что мы называем мировой культурой, а может, и нет. Как талибы возьмут да разбабахают буддистские статуи. А из Ивана Великого хороший минарет получится, надо сказать. Опыт уже есть, из Софии Константинопольской мечеть-то сделали, четыре минарета стоят, нормально. Все фрески и мозаики посшибали долотом, остались только те, до которых не дотянулись. Всё посшибали – почему? Мусульманину же нельзя человека изображать, иконы для них идолы. У любого баптиста спроси, он скажет, что это дерево, а православные язычники. А католические храмы вообще очень удобно в мечеть переделываются, сразу два минарета, замечательно. Раз люди молились, место освящённое. И хорошо нам это будет? Но это будет, другой тенденции-то нет. Почему? А потому что они совершенно по-другому относятся к рождению и воспитанию детей, чем мы, христиане. И на Британских островах, и в бывшей христианской Европе, и в теперешней России все совершенно по-другому относятся. Вот такова действительность. Тяжело это всё наблюдать? Очень тяжело.
Было в истории некое предупреждение? Было. Была же великая Римская христианская империя, ну и где она? Где этот Константинополь? Кто был в Константинополе, теперешнем Истанбуле, могут там найти следы христианства. Есть они там? Есть, конечно, руины, можно на эти руины посмотреть. Сначала руины остаются от той веры, потом руины остаются от народной жизни, потом руины остаются от семьи, а потом руины остаются от всей материальной культуры. Всё приходит вот в такое разрушение. Если нам не жалко свою душу, может кто-нибудь пожалеет хотя бы те величайшие драгоценности, плоды духовной жизни, которые здесь когда-то начались с крещением Руси, Бориса и Глеба. Это касается не только нас, а вообще всей христианской Европы. Дай Бог здоровья всем мусульманам, но всё-таки мусульманское население растёт гораздо быстрее, чем христианское. Языческое и безбожное китайское, потому что у китайцев религии-то нет, у них есть какие-то понятия о загробной жизни, не очень определённые, а в основном правила чисто философско-практического плана для жизни. Не все они и не всеми усваиваются. Коммунистический каток с культурной революцией и оболваниваем тоже сделал своё дело. Современный китаец – это не китаец, который жил сто лет тому назад. А вооружённость теперь общая, понятно же. Неужели афганский крестьянин может создать автомат Калашникова? Конечно нет, но он всегда может посеять мак, сделать героин, продать его христианину и на это купить автомат Калашникова, а к нему ещё множество патронов. А стрелять из автомата Калашникова много ума не надо, он сам выстреливает. Просто великолепно, даже не заедает. Ему незачем кончать Сорбонну, ему незачем учиться в Московской консерватории, ему это совершенно ни к чему. Ему нужно только посеять мак, а он на такой почве сам вырастет. Вот в чём дело.
Поэтому вроде праздник церковный, но церковная жизнь имеет касание ко всем областям нашей жизни. Каждый раз молясь Богу, приходя в Церковь, занимаясь своими собственными детьми, уча их тому, что мы успели в Церкви познать, мы должны всегда помнить, что мы совершаем не какое-то малозначительное дело, а может быть, самое важное дело в нашей жизни. Спаси всех, Господи!
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/