Если посмотреть на карту Французского королевства времен королевы Алиеноры и ее мужей: французского и английского королей, то картина для первого мужа герцогини Аквитанской получается какой-то уникально безрадостной: у короля владений в несколько раз меньше, чем у его главного вассала. И всему виной конфликт Людовика VII с Алиенорой, из-за которого она очень быстро поменяла одну корону на другую. Посмотрите на карту, насколько все складывалось невесело:
Половина Франции у Плантагенета, а у французского короля: Париж, Орлеан и Санс с Буржем.
Летом 1159 года все становится еще грустнее для французского короля. Потому что действующий муж Алиеноры Генрих II Плантагенет от ее имени заявил права на графство Тулузское. Удивляться тут нечему, Людовик VII, пока был женат на ней, поступил точно также, но в итоге договорился с графом миром.
А Генрих миром договариваться не стал. Он собрал армию и отправился под стены Тулузы завоевывать город и графство впридачу. И, скорее всего, захватил бы, если бы не решительность Людовика VII. Французский король все-таки был смелый воин. Потому что решиться с небольшим отрядом промчаться в отчаянно быстрой скачке через всю Францию и запереться в Тулузе вместе с тамошним графом и горожанами – это надо было иметь смелость. Потому что все могло сложиться совсем не так, как получилось в итоге.
Генрих II и его армия, состоявшая из отрядов его вассалов и присоединившихся союзников подошла у Тулузе. И тут английский король и прочая, прочая, узнает, что Тулузу оборонять от его воинов станет не только местная армия, но еще и французский король. И Плантагенет выпадает в осадок. Потому что вообще-то он – вассал французской короны. И перед нами типичный средневековый казус: Генрих не может нападать на Тулузу. Ее защищает его суверен, которому Генрих дал клятву перед Богом, что станет его защищать и помогать, если потребуется. А не нападать и воевать с ним.
И все стоят под Тулузой и в Тулузе и не знают, что делать дальше. Людовик уезжать из Тулузы не собирается. И потому что не может допустить, чтобы Плантагенет прибрал к рукам еще и юг Франции и потому что граф Тулузы Раймонд V вообще-то зять французского короля, он на его родной сестре женат. А у Генриха огромная армия, которой он никогда больше не собирал. За него даже шотландцы приехали подраться. И вся эта армия ничего сделать не может, потому что вассальная присяга.
Генрих мог, конечно, нарушить данную клятву. Но, как оказалось, не в этот раз:
«…он не пожелал осаждать Тулузу из почтения к королю Людовику Французскому, оборонявшему город от короля Генриха…»
Потому что если ты нападешь на сюзерена, то значит, твоя клятва ничего не стоит. Вот только следом уже твои бароны подумают, что они имеют право поступить точно также. И что делать с мятежами на своей земле?!
А если удастся победить и захватить Тулузу и французского короля, то что делать с пленным сувереном? Брать с него выкуп? Ну так Генрих как вассал должен помочь собрать средства на этот выкуп.
В результате огромная армия, разграбив окрестности, отступила не солоно хлебавши. Генрих предпочел пожертвовать репутацией полководца, чем заслужить славу клятвопреступника.
Поступил по тогдашним правилам.
Потом он, конечно, их все равно нарушит. Но не настолько явно, в других обстоятельствах и по совсем другому поводу.
-----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.