Гумно – не такая уж простая хозяйственная постройка, как может показаться.
Впрочем, в старину практически все постройки, имеющие определённое значение в жизни человека, наделялся мистическим – если не сакральным – смыслом.
Вот как характеризует гумно доктор филологических наук Анна Аркадьевна Плотникова в книге «Славянская мифология: энциклопедический словарь»:
Гумно – площадка для молотьбы (ток) и помещение для хранения снопов; связано в ритуально-магической практике с обеспечением урожая и достатка. Как символ плодородия и богатства (ср. болг. харман – «гумно, ток», «большой урожай») гумно соотносится с амбаром, ср. рус. пословицы: «Есть на гумне, будет и в суме», «Есть в амбаре, будет и в кармане». Пустое или оставленное гумно связывается с нечистой силой; по польской пословице «из пустого гумна или сова, или дьявол вылетит».
Ритуально-магические действия, совершаемые на гумне, в основном относятся к жнивной и новогодней, отчасти весенней обрядности. В разных славянских регионах перед заполнением гумна хлебом помещение кропили святой водой, расстилали в воротах гумна полотенце, клали буханку хлеба и через неё перевозили снопы, чтобы старого хлеба всегда хватало, пока не сожнут новый. Чтобы обмолот хлеба прошёл успешно, во время работы на гумне соблюдали ряд запретов, например в Сербии, в Полесье нельзя было пить воду, т. к. считалось, что дождь намочит зерно; запрещалось есть, чтобы жито не поразила головня или мыши не съели зерно.
На гумне совершали ритуальные действия, направленные на обеспечение урожая в наступающем году. На Рождество у сербов Боснии, Далмации, восточной Хорватии и Воеводины на гумне устраивали символическую молотьбу с участием детей, которые изображали животных: кричали и топали, двигаясь по гумну вокруг «стожера». У македонцев в зимние и весенние праздники на гумне совершали ритуалы «кормления ветра», чтобы он дул летом при веянии зерна. В волынском Полесье рождественский ужин проходил на току: хозяин рисовал там большой круг, а в нём – крест, в круг ставили на холсте миску с кутьёй, и все домочадцы на ужин «звали Мороз» с целью «задобрить» его. В Славонии под Новый год надевали хлеб на правый рог волу полазнику и гоняли животное по гумну до тех пор, пока оно не сбрасывало хлеб; если вол оставлял на гумне навоз, верили, что год будет плодородным.
Гумно – место обитания демонологических персонажей. У восточных славян это гуменник, гуменный (рус.), гуменнiк и гуменнiха (бел.), а также овинник. Их старались ублажить и задобрить. В быличках гуменный хозяин предстаёт в разных обликах: человека в белом, старика, барана, журавля. В восточной Польше считали, что на гумне может поселиться «злой» – чёрт, прилетающий с вихрем, тогда всех в доме ждут несчастья, потери в хозяйстве, смерть людей и т. д. У южных славян гумно – место сбора преимущественно злых демонов: это крылатые змеи, вилы и особенно вештицы, которые, по сербским поверьям, собираются на оставленном, а также пустом, «подметённом» или «медном» гумне. Прилетев на гумно (голыми, верхом на ткацких навоях), вештицы танцуют и договариваются, кому причинить зло. Перед полётом они мажутся чудодейственным составом и приговаривают: «Не на колючки, не на кусты, а на пустое гумно».
У южных славян существуют различные топонимы, связанные с мотивом сбора демонических сил на гумне. На черногорском побережье около г. Будвы ровная площадка на горе Спас, где собиралась молодежь, называется Вилино Гумно. На Вознесение девушки и парни танцевали там и пели песни, посвящённые вилам.
Гуменник (он же гуменный хозяин, хозяйнушко, просто гуменный, гуменщик) – дух-властитель локуса, которым является гумно. Связан как с хлебными злаками, так и с помещением, в котором они обрабатываются и хранятся, а следовательно – с достатком семьи, её благополучием.
Несмотря на это, сведения о данном фольклорном персонаже немногочисленны.
Гуменник часто ассоциируется с овинником, иногда отождествляется с домовым.
На севере России гуменника представляли как человека с ярко горящими глазами. В Смоленской губернии/области считали, что он способен являться в виде барана. Может быть мохнат, и его волосяной покров соотносится с крестьянским достатком.
В Архангельской губернии верили, что у крестьянина, дружного с гуменником, волшебным образом не переводится хлеб, его хватает мало того, что и на зиму, и на весну, так ещё и продавать на базаре.
Также известна быличка, в которой гуменник защищает человека от упыря (или еретника), цитирую по книге специалиста по традиционной славянской культуре Елены Евгеньевны Левкиевской «Мифы русского народа»:
За мужиком гнался упырь. Мужик успел добежать до гумна и взмолился: «Дядя гуменник, не продай, дядюшка, в бедности, поборись с проклятым еретиком, за эту службу весь я твой душой и телом». Гуменник схватил упыря и, невидимый, стал с ним бороться. Мужик не смел шептать молитвы, чтобы не обезоружить гуменника. С криком петуха упырь исчез, и мужик остался цел.
А вот ночевать на гумне не рекомендовалось – гуменник задавит.
Как жертва гуменнику, по мнению этнографа и фольклориста Дмитрия Константиновича Зеленина, можно рассматривать ведро пива, которое ставили на току 14 октября (на Покров) русские Лужского уезда Петербургской губернии и оставляли на несколько дней.
С гуменником взаимодействовали гадающие на Святки: если он погладит голой лапой – к худу, покрытой шерстью – к добру.
Также ходили под Новый год, очертившись, слушать гумно: если слышится, будто бы там гребут зерно, – это к хорошей жизни, метут по пустому полу – к плохой.
Список использованной литературы
- Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
- Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа
- Гумно / А. А. Плотникова // Славянская мифология: энциклопедический словарь»