Найти в Дзене

Воспитатель — первый учитель и добрый друг

Наверняка многие из нас с радостью бы снова вернулись в беззаботное детство и, конечно же, снова пошли в свой любимый детский сад. Хотя бы ради того, чтобы снова увидеть теплую улыбку своего воспитателя.

Воспитатель — это строгий учитель, добрый друг, дипломат и — да-да — укротитель в одном лице. Я всегда восхищалась представителями этой профессии и долгое время не могла понять, в чем же их секрет? Оказалось, что педагоги дошкольного воспитания — это просто люди, вдохновленные своей профессией и всем сердцем любящие детей. И накануне своего профессионального праздника воспитатели детского сада «Добрыня» Наталия Иосифовна АРЧИМАЕВА и Наталья Павловна ГРИГОРЕНКО поделились с нами секретами своей профессии.

Наталия Арчимаева и Наталья Григоренко
Наталия Арчимаева и Наталья Григоренко

— Как вы пришли в эту профессию?

Наталья Григоренко (Н. Г.): — По образованию я воспитатель. Когда мои дети пошли в детский сад, я, так скажем, решила пойти туда вместе с ними и впоследствии устроилась на работу в «Добрыню».

Наталия Арчимаева (Н. А.): — Воспитателем я стала совершенно случайно. После того, как у меня появились свои дети, возник интерес к этой профессии. В итоге я прошла курсы переквалификации и устроилась работать в детский сад.

— Довольны ли вы своим выбором?

Н. Г.: — Безусловно, и ни о чем не жалею.

Н. А.: — Конечно, даже несмотря на то, что это работа очень непростая, связанная с большим грузом ответственности, в тоже время она очень интересная и творческая. Каждый день хочется вложить что-то хорошее в воспитание детей, чему-то их научить, раскрыть какие-то секреты мироздания, потому что есть четкое осознание того, что мы по факту открываем для них мир.

— Какие вы можете назвать достоинства и недостатки профессии воспитателя?

Н. Г.: — Достоинства профессии однозначно в том, что мы растем вместе с детьми, времена меняются, меняются жизненные установки и ценности, а мы должны идти в ногу со временем, чтобы не потерять связь со своими воспитанниками, поэтому мы постоянно учимся, осваиваем что-то новое.

Я считаю, что единственный минус этой профессии состоит в том, что слишком много бумажной работы, которую очень часто приходится брать на дом и работать даже на выходных.

Н. А.: — Достоинство этой профессии, прежде всего, в том, что мы постоянно развиваемся, не стоим на месте, потому что в каждом нашем выпуске дети уже совершенно другие. С предыдущими было легче, а с этими уже посложнее, потому что поколения меняются, и мы тоже постоянно должны меняться, подстраиваться под новые реалии жизни и информационные потоки. Мы постоянно учимся чему-то новому. Раньше я никогда не думала, что мне будут интересны ИКТ-технологии, но сейчас погрузилась в них с головой. Появляются интерактивные конкурсы для детей, поэтому мы постоянно развиваемся и учимся вместе с ними.

Ну а главный «минус» этой профессии в том, что очень много бумажной работы и на это затрачивается большое количество времени и сил, ведь все нужно оформить и зафиксировать. Также бывают некоторые сложности в общении с родителями, потому что пока ребенок воспитывается в детском саду, мы являемся «невидимыми членами семьи», но это уже особенности профессии, потому что меняются дети и их родители, а мы вносим в это свою лепту.

— Как вам удается найти подход к каждому ребенку, ведь все дети очень разные?

Н. Г.: — Да, все дети разные, и к каждому необходимо найти подход. Некоторые сразу идут на контакт, фактически с первого дня нашего знакомства, но бывают дети, к которым очень сложно найти подход, и на то, чтобы построить с ними хорошие, доверительные взаимоотношения, уходит до полугода. А с некоторыми искать подход приходится постоянно. Все приходит с опытом.

— Наталия Иосифовна, расскажите, пожалуйста, о конкурсе, в котором вы участвовали?

Н. А.: — Оказалась на этом курсе я только потому, что возник интерес к вопросу о разработке пособий для детей дошкольного возраста по изучению хакасского языка. Мы совместно с Натальей Павловной разработали «методический портфель», затем освоили «говорящую ручку». И в итоге возникла идея создания пособия по определенной лексической теме. Обстоятельства сложились так, что я попала на конкурс «Мой лучший урок» и ряд других конкурсов, разных уровней. До этого мы выиграли конкурс «Лидеры цифрового образования». Но на московский конкурс Наталья Павловна не смогла поехать вместе со мной. Впоследствии мне выпала честь представить наш опыт и результат наших трудов в Москве, и наша работа заняла 2-е место по России.

— Как образовался ваш творческий тандем?

Н. Г.: — В этом немаловажную роль сыграла Елена Петровна, наш методист. Мы работаем вместе уже на протяжении семи лет, практически с момента открытия «Добрыни». Елена Петровна очень часто предлагает нам интересные идеи, и мы их воплощаем.

Н. А.: — Детский сад — это большой, дружный, интересный и трудолюбивый коллектив. Именно благодаря этому и поддержке нашей администрации, в том числе и в материальном плане, мы участвуем во многих конкурсах и мероприятиях.

— Какие качества для воспитателя являются наиболее важными?

Н. Г.: — Лично для меня это доброта, понимание, терпение, активность, стремление к саморазвитию и крепкая нервная система.

Н. А.: — Самое главное — это любовь к детям и заинтересованность в их жизни. Как бы это банально ни звучало, еще и доброта, выдержка, активность, крепкое здоровье и заинтересованность в своей профессии, стремление к достижению целей.

— Навещают ли вас бывшие воспитанники?

Н. Г.: — Каждый день рождения или в другой праздник они и их родители обязательно нас поздравляют, присылают видео или голосовые сообщения. Обязательно каждый год поздравляют с Днем воспитателя. Они постоянно поддерживают с нами связь и делятся своими достижениями.

Н. А.: — Ребята из каждого нашего выпуска приходят к нам в гости. У некоторых в «Добрыне» воспитываются младшие братья и сестры, и старшие их вечером забирают, другие дети всегда спрашивают: «А это кто к нам пришел? Кто такие большие и взрослые?» И мы им объясняем, что эти дети тоже когда-то у нас воспитывались, и когда малыши подрастут и пойдут в школу, они так же будут забегать к нам в гости. Мы гордимся нашими воспитанниками, они участвуют во всевозможных конкурсах, хорошо учатся, и это просто бальзам на душу, что из таких непосед выросли очень талантливые личности. Это вдохновляет, потому что понимаешь, что время и силы были потрачены не зря.

— Какой совет вы бы хотели дать начинающим воспитателям или тем, кто планирует освоить эту профессию?

Н. Г.: — Любить детей, проявлять к ним понимание, теплоту и заботу. Быть вдохновленным своей профессией, получать от нее удовольствие. Ну и, конечно же, обладать львиной долей терпения, потому что ситуации бывают разные, а воспитатель ни в коем случае не может ударить в грязь лицом.

Н. А.: — Самый главный совет — не бояться и побороть свои страхи, потому что очень часто молодые педагоги, когда возникают трудности, сразу же опускают руки. Нужно уметь с этим справиться, извлечь какие-то жизненные уроки. Должна еще быть определенная доля интеллигентности и понимания к окружающим, потому что мы работаем не только с детьми, но еще и с их родителями, а также с коллегами. Нужно не просто любить детей, но и относиться к ним с уважением.

— Как вы считаете, какие перспективы ожидают профессию воспитателя в будущем?

Н. А.: — Перспективы этой профессии зависят от изменений в сфере образования. Сейчас многое меняется и улучшается. Но хотелось бы, чтобы статус воспитателя и педагога вырос, чтобы возросла ценность профессии, наши труды ценились и общество понимало, что мы не просто сидим с детьми, а их воспитываем. Чтобы представителей этой профессии не сравнивали с обслуживающим персоналом, как это делают некоторые личности, а уважали, потому что мы проводим с детьми большую часть времени.

Н. Г.: — И, конечно, хотелось бы, чтобы работы с бумагами было меньше, чтобы этот вопрос упростили. Возможно, бумажную работу можно было бы как-то цифровизировать, чтобы мы могли больше времени уделять детям.

Кристина ВОРОНИНА
Фото из архива д/с «Добрыня»